Мельников Р.М.доктор экономических наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация rmmel@mail.ru
Предмет. Количественная оценка частной, общественной и бюджетной эффективности инвестиций в подготовку аспирантов в современных российских условиях. Цели. Изучение долгосрочных последствий реализации программ подготовки аспирантов для абитуриентов аспирантуры, федерального бюджета и общества в целом. Методология. Используются методы сопоставления издержек и выгод для различных стейкхолдеров с учетом вероятностей реализации различных сценариев, а также регрессионный анализ данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения. Результаты. Разработана авторская методика оценки частной, общественной и бюджетной эффективности инвестиций в подготовку аспирантов, основанная на синтезе метода дисконтирования издержек и выгод для различных стейкхолдеров и модифицированной модели Дж. Минцера. Построены регрессионные модели оценки материальных и нематериальных выгод получения ученой степени кандидата наук в российских условиях. Рассчитаны показатели эффективности инвестиций в реализацию программ подготовки аспирантов. Выводы. Принятие решения о поступлении в аспирантуру и последующей работе над диссертацией приносит значительные ожидаемые чистые выгоды для аспирантов бюджетной и для платной форм обучения. Однако дисконтированные чистые выгоды федерального бюджета от финансирования подготовки аспирантов при низкой доле успешных защит отрицательны. Общественная эффективность подготовки аспирантов положительна и возрастает с увеличением доли успешных защит. Поэтому можно рекомендовать сокращение количества бюджетных мест, выделяемых на подготовку аспирантов, при одновременном развитии аспирантуры «полного дня», позволяющей повышать вероятность успешной защиты и качество получаемых научных результатов.
Ключевые слова: инвестиции, человеческий капитал, ученая степень, аспирантура, анализ издержек и выгод
Список литературы:
Рощин С., Рудаков В. Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников // Вопросы экономики. 2016. № 8. С. 74–95.
Денисова И.А., Карцева М.А. Преимущества инженерного образования: оценка отдачи на образовательные специальности в России // Прикладная эконометрика. 2007. № 1. С. 30–57.
Куфлина Е.Д. Отдача от человеческого капитала на основной и второй работе // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. 2016. Вып. 6. С. 224–239.
Травкин П.В. Оценка отдачи от дополнительного профессионального обучения российских работников: учет влияния способностей на заработную плату // Прикладная эконометрика. 2014. № 1. С. 51–70.
Аистов А.В., Александрова Е.А. Распределенная во времени «разность разностей» на примере оценки отдачи от дополнительного профессионального обучения // Прикладная эконометрика. 2016. № 3. С. 5–28.
Кельчевская Н.Р., Черненко И.М., Павлов И.А. Эффективность инвестиций в человеческий капитал научно-педагогических кадров в России // Актуальные вопросы современной науки. 2016. № 49. С. 232–240.
Скоробогатова М.Р. Оценка количественных показателей эффективности системы подготовки научных кадров в странах Западной Европы, США и России // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-2. С. 172–179.
Мау В.А. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. 2012. № 7. С. 114–132.
Hanks A.S., Kniffin K.M. Early career PhD salaries: the industry premium and interdisciplinary debate. Applied Economics Letters, 2014, vol. 21, iss. 18, pp. 1277–1282. doi: 10.1080/13504851.2014.922664
Gary R.F., Denison Ch.A., Bouillion M.L. Can obtaining an accounting PhD provide a positive financial return? Issues in Accounting Education, 2011, vol. 26, no. 1, pp. 23–38. doi: 10.2308/iace.2011.26.1.23
Larkins F.P. The economic benefits of Australian university degrees: bachelor and research higher degrees. The Australian Economic Review, 2001, vol. 34, iss. 4, pp. 403–414. doi: 10.1111/1467-8462.00209
Mertens A., Robken H. Does a doctoral degree pay off? An empirical analysis of rates of return of German doctorate holders. Higher Education, 2013, vol. 66, iss. 2, pp. 217–231. doi: 10.1007/s10734-012-9600-x
Canal-Dominguez J.F., Wall A. Factors determining the career success of doctorate holders: Evidence from the Spanish case. Studies in Higher Education, 2014, vol. 39, no. 10, pp. 1750–1773. doi: 10.1080/03075079.2013.806464
Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Ученая степень в России: реальность и перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 26–37.
Савинков В.И. Социальные дисфункции аспирантуры // Социология образования. 2014. № 9. С. 4–11.
Резник С.Д. Аспирантура: как повысить ее эффективность // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4. С. 106–116.
Mincer J. Investment in human capital and personal income distribution. Journal of Political Economy, 1958, vol. 66(4), pp. 281–302. doi: 10.1086/258055
Mincer J. Schooling, Experience and Earnings. In: NBER Books from National Bureau of Economic Research, Inc, 1974, 152 p.
Heckman J., Lochner L., Todd P. Fifty years of Mincer earnings regressions. Bonn, IZA, 2003, 74 p.
Florio M., Sirtori E. Social benefits and costs of large scale research infrastructures. Technological Forecasting and Social Change, 2016, vol. 112, pp. 65–78. doi: 10.1016/j.techfore.2015.11.024
Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З. Исследовательский потенциал и социальное самочувствие аспирантов в условиях кризиса российской аспирантуры // Социологические исследования. 2013. № 12. С. 100–108.