Ижевский В.Л.аспирант кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова; экономист управления экономики ОАО «ММК», Магнитогорск, Российская Федерация ivlmag@yandex.ru
Кононов В.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Российская Федерация DieuMaar@mail.ru
Предмет. В стратегическом менеджменте наблюдается тенденция сдвига в отношении объекта управления от индивидуальных компаний в сторону групп. Причиной этого является возможность извлечения стратегических конкурентных преимуществ группами и входящими в них компаниями за счет синергетического эффекта. Поэтому повышенную актуальность приобретают опирающиеся на современные концепции стратегического менеджмента инструменты поддержки принятия управленческих решений, связанных с реализацией консолидационных процессов. Цели. Выявление стратегических особенностей управления консолидационными процессами в группах компаний на основе декомпозиции синергетического эффекта и разработки поддерживающих управленческие решения инструментов. Методология. Использованы системный подход, теоретические изыскания специалистов по стратегическому менеджменту, методы экономико-математического моделирования. Результаты. Для понимания синергетических преимуществ были проведены их декомпозиция до элементарных факторов и последующий синтез, получивший воплощение в виде «дерева синергии». Были проанализированы направления извлечения группой стратегических преимуществ за счет увеличения степени контроля рынка, доступа к ресурсам, каналам сбыта и выхода на новые рынки. Также были определены соотношения между факторами синергии и направлениями развития, на основе чего предложена графическая и математическая методики мониторинга степени интеграции группы и определения того, какие мероприятия следует реализовать для повышения синергии. Выводы. Управление консолидационными процессами должно опираться на научно обоснованные методы поддержки управленческих решений, учитывающих экономическую сущность самих процессов и возможности современных средств экономико-математического моделирования и стратегического менеджмента. Представленные подход к декомпозиции синергетического эффекта, метод мониторинга процесса консолидации, основанный на определении позиции группы компаний в кубе консолидации, и другие вспомогательные средства могут быть использованы для поддержки принятия управленческих решений, связанных с консолидационными процессами в группах компаний.
Ключевые слова: консолидация, консолидационные процессы, стратегия развития группы компаний, синергетический эффект, синергия
Список литературы:
Савчук С.В. Анализ основных мотивов слияний и поглощений // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 5. С. 27–41.
Dieudonne S., Cretin F., Bouacha S. M&A Activity: Where are We in the Cycle? Alternative Investment Analyst Review, 2015, Summer. URL: Link
Ендовицкий Д.А., Соболева В.Е. Экономический анализ слияний/поглощений компаний. М.: КноРус, 2008. 448 с.
Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2004. 272 с.
Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2006. 928 с.
Галпин Т., Хэндон М. Полное руководство по слияниям и поглощениям компаний: методы и процедуры интеграции на всех уровнях организационной иерархии. М: Вильямс, 2005. 240 с.
Gaughan P.A. Mergers, Acquisitions, and Corporate Restructurings. John Wiley & Sons, 2015, 688 p.
Рид С.Ф., Лажу А.Р. Искусство слияний и поглощений. М.: Альпина Паблишер, 2011. 960 с.
Ansoff I.H. Corporate Strategy. McGraw-Hill, 1965, 241 p.
Хусаинов З.И. Оценка эффективности сделок слияний и поглощений: интегрированная методика // Корпоративные финансы. 2008. № 1. С. 12–33.
Солошенко Р.В. Систематизация синергетических эффектов в экономике // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 1. С. 15–18.
Глущенко М.Е. Синергия как цель интеграции в холдингах // Сибирский торгово-экономический журнал. 2012. № 15. С. 11–14.
Конотопов М.Н., Савин М.Г. Барьеры, препятствующие повышению предпринимательской эффективности интеграционных процессов в холдинговых структурах // Транспортное дело России. 2013. № 5. С. 55–58.
Родионов И.И., Михальчук В.Б. Создание синергии во внутрироссийских сделках слияний и поглощений в 2006–2014 гг. // Российский журнал менеджмента. 2016. № 2. С. 3–28.
Damodaran A. Investment Valuation: Tools and Techniques for Determining the Value of Any Assets. Wiley, 2012, 992 p.
Пиндайк Р.С., Рабинфельд Д.Л. Микроэкономика. М.: Экономика, 1992. 510 с.
Porter M. Towards a Dynamic Theory of Strategy. Strategic Management Journal, 1991, vol. 12, iss. S2, pp. 95–117.
Макарова В.А. Моделирование финансового управления холдинговых структур. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2013. 168 с.
Hwang C.L., Yoon K. Multiple Attribute Decision Making: Methods and Applications. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 1981, 269 p. doi: 10.1007/978-3-642-48318-9
Динз Г., Крюгер Ф., Зайзель С. К победе через слияние. Как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 252 c.
Бухвалов А.В., Катькало В.С. Эволюция теории фирмы и ее значение для исследований менеджмента // Российский журнал менеджмента. 2005. № 1. С. 75–84.
Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство, 2007. 224 с.
Ендовицкий Д.А., Полухина И.В. Историко-логический анализ возникновения и развития интеграционных процессов в бизнесе // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2011. № 2. С. 209–214.