Ефремова М.В.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой сервиса и туризма, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация efremovamv@iee.unn.ru
Чкалова О.В.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой торгового дела, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация chkalovaov@iee.unn.ru
Би Ж.студентка магистратуры института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация birui1994@gmail.com
Предмет. На современном этапе состояние международного туризма становится важной составляющей социально-экономической и политической жизни государств. Предметом исследования явились экономические отношения и процессы, обусловливающие развитие китайско-российского сотрудничества в сфере туризма. Цели. Изучение проблем и перспектив развития международного сотрудничества в сфере туризма между Россией и Китаем. Методология. На основе общелогических методов исследования научной литературы, статистических данных, отчетов маркетинговых агентств определены тенденции, проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в сфере туризма между Россией и Китаем. Результаты. Проанализировано состояние международного туризма между Россией и Китаем. Определены этапы, тенденции и задачи российско-китайского сотрудничества в сфере туризма. Проведен сравнительный анализ состояния туристских рынков в России и Китае. Выявлены и проанализированы предпосылки роста туристского потока из Китая в Россию. Выводы. Российская Федерация и Китайская Народная Республика относятся к странам с колоссальным туристским потенциалом и большими возможностями для взаимных обменов. Однако в настоящее время доля России на мировом туристском рынке крайне незначительна, в то время как Китай вышел на лидирующие позиции в международном туризме и является основным поставщиком туристского потока в Россию. Основными предпосылками, мотивирующими поездки китайцев в Россию, являются географические и исторические условия, благоприятная политическая ситуация, укрепление экономики Китая и рост благосостояния населения, упрощенные визовые формальности, маркетинговая деятельность российских организаций.
Ключевые слова: международный туризм, туристский поток, состояние туризма, туризм между Россией и Китаем
Список литературы:
Ефремова М.В. Развитие российской туристской индустрии в условиях кризиса // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 115–119.
Кораблева Д.Р., Понкратова Л.А. Выездной туризм из Китая: динамика и смена приоритетов // Материалы научно-практической конференции «Россия и Китай: вектор развития». Благовещенск: Амурский государственный университет, 2016. С. 224–227.
Титова А.Д., Понкратова Л.А. Международный туризм в Китае: позиции и взаимодействие с другими странами // Материалы научно-практической конференции «Россия и Китай: вектор развития». Благовещенск: Амурский государственный университет, 2016. С. 189–192.
Могзоев А.М. Туристические услуги России и Китая в экономике города // Материалы международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах». М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2015. С. 487–502.
Чжан Би Юй. Государственная политика развития внутреннего туризма в Китае // Вестник университета. 2014. № 21. С. 64–66.
Мартышенко Н.С., Ильин А.Е. Жители Приморского края выбирают турпоездки в Китай. Эволюция рынка туристских услуг выездного туризма из Приморского края в Китай // Российское предпринимательство. 2011. № 2. С. 22–26.
Мартышенко Н.С. Исследование структуры потребления туристских услуг по турам Владивосток – Китай // Практический маркетинг. 2010. № 5. С. 24–32.
Jie Lu, Zi Lu. Development, Distribution and Evaluation of Online Tourism Services in China. Electronic Commerce Research, 2004, vol. 4, iss. 3, pp. 221–239. doi: 10.1023/B:ELEC.0000027981.81945.2a
Чэн Бин, Севастьянов Д.В. Становление, современное состояние и перспективы развития международного туризма в Китае и России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 7. 2010. Вып. 1. С. 100–108.
Riliang Qu, Ennew C., Sinclair M.T. The Impact of Regulation and Ownership Structure on Market Orientation in the Tourism Industry in China. Tourism Management, 2005, vol. 26, iss. 6, pp. 939–950. doi: 10.1016/j.tourman.2004.06.012
Брызгалова Ю.А. История и современное состояние развития туризма в Китае // География и туризм. Сборник научных трудов. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014. С. 27–34.
Пульникова А.А., Бовтун В.С. Туризм в Китае и перспектива его развития // Горизонты образования. 2008. Вып. 10. С. 82–87.
Сунь Яо. О путях повышения уровня китайско-российского сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 6. С. 88–92.
Косолапов А.Б., Eрусов В.М. Тенденции развития туристского бизнеса в Приморском крае // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2011. Вып. 3. С. 18–22.
Старичков А.Ю. Актуальные вопросы реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 г. // IV Российско-китайский форум по приграничному туризму между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики. Сборник статей. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. С. 141–144.
Чжан Би Юй. Китайцы за границей // Азия и Африка сегодня. 2013. № 6. С. 60–62.
Чжан Би Юй. Государственная политика развития внутреннего туризма в Китае // Вестник университета. 2014. № 21. С. 64–66.