Когденко В.Г.доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансового менеджмента, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Российская Федерация kogdenko7@mail.ru
Предмет. В статье рассматриваются проблемы моделирования показателей деятельности компании на основе публикуемой информации. Цели. Разработка методики финансового моделирования на основе консолидированной отчетности и другой публикуемой информации. Методология. Методологическую основу исследования составили объективные принципы системного подхода, использование положений прогнозного экономического анализа, логического и комплексного подхода к оценке экономических явлений и процессов. В статье представлены алгоритмы прогнозного анализа: трендовые модели, корреляционно-регрессионный анализ, экспоненциальное сглаживание, с помощью которых выполнены расчеты, позволяющие моделировать и оценивать будущую деятельность компании и ее финансовые результаты. Основой расчетов являются прогнозные инструменты электронных таблиц Excel 2016. Результаты. Разработана методика финансового моделирования, включающая пять этапов. На первом этапе анализа определяется стратегия компании с помощью space-анализа на основе количественных оценок внешней и внутренней среды. На втором этапе обосновывается алгоритм прогнозирования выручки и прочих финансовых результатов на основе экспоненциального сглаживания и построения трендовых моделей. Третий этап посвящен построению регрессионных моделей текущих и капитальных расходов и обоснованию других показателей, необходимых для расчета прогнозных финансовых результатов компании. На четвертом этапе обосновываются параметры реалистического, пессимистического и оптимистического сценариев развития компании. На заключительном этапе рассчитываются прогнозные финансовые результаты, фундаментальная стоимость компании и оценивается вероятность их достижения. Предложенная методика апробирована на данных реальной компании. Выводы. Разработанная методика позволяет моделировать финансовые результаты деятельности компании на основе анализа ее внешней и внутренней среды. Статья может быть полезна аналитикам, оценивающим деятельность компании на основе консолидированной отчетности.
Пласкова Н.С. Теория и практика стратегического экономического анализа результативности бизнеса: монография. М.: МАКС Пресс, 2007. 363 с.
Хелферт Э. Техника финансового анализа. СПб.: Питер, 2003. 640 с.
Иванов В.В., Цытович Н.Н. Корпоративные финансы: методологические аспекты стратегического планирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. 2012. Вып. 3. С. 108–115.
Черкасова В.А., Фрадкина М.М. Внедрение сценарного подхода в разработку стратегии компании // Корпоративные финансы. 2010. № 2. С. 68–75. URL: Link
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2004. 493 с.
Пайк Р., Нил Б. Корпоративные финансы и инвестирование. СПб.: Питер, 2006. 784 с.
Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 575 с.
Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 2015. 1008 с.
Radder L., Louw L. The SPACE Matrix: A Tool for Calibrating Competition. Long Range Planning, 1998, vol. 31, iss. 4, pp. 549–559. doi: 10.1016/S0024-6301(98)80048-4
Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. М.: Альпина Паблишер, 2017. 1316 c.
Ивашковская И.В. Финансовые измерения корпоративных стратегий. Стейкхолдерский подход: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 319 с.
Ивашковская И.В., Григорьева С.А., Кокорева М.С., Степанова А.Н. и др. Корпоративные финансовые решения. Эмпирический анализ российских компаний (корпоративные финансовые решения на развивающихся рынках капитала): монография. М.: ИНФРА-М, 2012. 281 с.
Джилад Б. Конкурентная разведка. Как распознать внешние риски и управлять ситуацией. Спб.: Питер, 2010. 320 с.
Смирнов Г.Н., Смирнов А.Н., Головина Ю.С. Этапы реализации проекта реконструкции Талнахской обогатительной фабрики // Обогащение руд. 2016. № 5. С. 75–87.
Теплова Т.В., Крылова М.С. Эмпирическое исследование факторов, определяющих инвестиционную активность российских компаний // Корпоративные финансы. 2007. № 1. С. 22–44. URL: Link
Родионов И.И., Протасов В.С. Учет отраслевых факторов при анализе инвестиционного поведения компаний (на примере нефтегазовой отрасли) // Корпоративные финансы. 2010. № 4. С. 41–51. URL: Link
Антилл Н., Ли К. Оценка компаний: анализ и прогнозирование с использованием отчетности по МСФО. М.: Альпина Паблишер, 2013. 440 с.
Чараева М.В. Формирование инвестиционной программы электросетевой компании с учетом возможностей использования источников финансирования инвестиционной деятельности // Корпоративные финансы. 2011. № 1. С. 40–48. URL: Link
Черкасова В.А., Мочалов Д.С. Влияние неопределенности фондового рынка на инвестиционную активность российских компаний через формирование цен на базовые активы // Корпоративные финансы. 2012. № 4. С. 46–57. URL: Link
Черкасова В.А., Теплова О.Ю. Исследование влияния факторов финансовых ограничений на инвестиционные решения компаний на развивающихся рынках капитала // Корпоративные финансы. 2013. № 2. С. 4–18. URL: Link