Ижевский В.Л.аспирант кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова; экономист управления экономики ОАО «ММК», Магнитогорск, Российская Федерация ivlmag@yandex.ru
Кононов В.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Российская Федерация DieuMaar@mail.ru
Предмет. Неотъемлемой частью функционирования современных корпораций стало осуществление так называемой консолидации – включения в свою структуру других бизнес-единиц. Это обусловлено в том числе стремлением достичь синергетического эффекта, который проявляет себя в виде прироста показателей бизнес-единиц и достижим при осуществлении взаимодействия между несколькими связанными бизнес-единицами. Сущность и способы оценки синергетического эффекта определены пока недостаточно точно, на что указывает множество исследований, демонстрирующих высокую долю экономически неэффективных консолидационных процессов. Цели. Разработка комплексной методики оценки синергетического эффекта как системы взаимосвязанных показателей, в которых проявляется синергия между компаниями. Методология. Система показателей синергии может быть графически представлена и математически описана с помощью метода когнитивного моделирования, где вершинами будут являться отдельные показатели, выделенные с помощью декомпозиции и последующего синтеза синергетического эффекта, а дугами – отношения между ними. Результирующим показателем в предлагаемой системе выступает изменение денежных потоков после проведения консолидации. Результаты. Результатом исследования выступает построенная система показателей и взаимосвязей между ними, закрепленная в виде когнитивной карты синергетического эффекта. На основе разработанной когнитивной карты для управления консолидационными процессами и оценки синергетического эффекта были предложены два относительных показателя эффективности: рентабельность консолидационного процесса и рентабельность синергетического эффекта. Данные показатели позволят принять решение о целесообразности проведения консолидации, сравнить эффективность нескольких проектов консолидации между собой, оценить эффективность консолидации как сделки с прежними собственниками компании. Выводы. Управление консолидационными процессами и расчет синергетического эффекта должны опираться на научно обоснованные методы поддержки управленческих решений. Представленные в публикации подход к декомпозиции и последующему синтезу синергетического эффекта и когнитивная карта факторов синергии могут быть использованы для поддержки принятия управленческих решений, связанных с осуществлением консолидационных процессов в группах компаний.
Ключевые слова: консолидационный процесс, синергетический эффект, когнитивное моделирование, когнитивные карты, группы компаний
Список литературы:
Dieudonne S., Cretin F., Bouacha S. M&A Activity: Where Are We in the Cycle? Alternative Investment Analyst Review, 2015. URL: Link
Penrose E.T. The Theory of the Growth of the Firm. Oxford, Oxford University Press, 1959.
Christensen C., Alton R., Rising C., Waldeck A. The Big Idea: The New M&A Playbook. URL: Link
Иванов А.Е. Синергетический эффект интеграции компаний: механизмы формирования, оценка, учет: монография. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2014. 156 с.
Хусаинов З.И. Оценка эффективности сделок слияний и поглощений: интегрированная методика // Корпоративные финансы. 2008. № 1. С. 12–33.
Gaughan P.A. Mergers, Acquisitions, and Corporate Restructurings. John Wiley & Sons, 2007, 648 p.
Ansoff I. Corporate Strategy: An Analytic Approach to Business Policy for Growth and Expansion. McGraw-Hill, 1965, 286 p.
Родионов И.И., Михальчук В.Б. Создание синергии во внутрироссийских сделках слияний и поглощений в 2006–2014 гг. // Российский журнал менеджмента. 2016. № 2. С. 3–28.
Damodaran A. Investment Valuation: Tools and Techniques for Determining the Value of Any Asset. Wiley Finance, 2012, 992 p.
Авдеева З.К., Коврига С.В., Макаренко Д.И. Когнитивное моделирование для решения задач управления слабоструктурированными системами (ситуациями) // Управление большими системами: сборник трудов. 2006. № 16. С. 26–39. URL: Link
Ashenfelter O., Hosken D. The Effect of Mergers on Consumer Prices: Evidence from Five Selected Case Studies. CEPS Working Paper, 2008, no. 160.
Pindyck R., Rubinfeld D. Microeconomics. Pearson, 8th edition, 2012, 768 p.
Lerner A.P. The Concept of Monopoly and the Measurement of Monopoly Power. Review of Economic Studies, 1934, vol. 1, no. 3, pp. 157–175.
Ижевский В.Л. Применение теории трансакционных издержек в управлении консолидационными процессами // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2017. Т. 11. № 1. С. 106–116.
Хасанова Г.Ф., Буренина И.В. Синергия как метод повышения эффективности деятельности компании // Нефтегазовое дело. 2011. № 6. С. 188–196. URL: Link
Graaf A., Pienaar A.J. Synergies in Mergers and Acquisitions: A Critical Review and Synthesis of the Leading Valuation Practices. SA Journal of Accounting Research, 2013, vol. 27, no. 1, pp. 143–180.
Destri A.M.L., Picone P.M., Minà A. From “Strategic Fit” to Synergies Evaluation in M&A Deals. CaspianJournal of Applied Sciences Research, 2012, vol. 1, iss. 12, pp. 25–38. URL: Link