Аркадьева О.Г.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары, Российская Федерация knedlix@yandex.ru
Березина Н.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары, Российская Федерация study.2011@yandex.ru
Предмет. Объектом исследования выступает система правовых, финансово-экономических, организационных отношений и регуляторов в процессе достижения приоритетных целей и задач в социальном развитии, исходя из бюджетных ограничений и динамики внешних факторов. Предметом исследования являются проблемы организации процессов социального программирования. Цели. Детальная оценка и понятийное закрепление основных составляющих механизма социального программирования с точки зрения организационных форм, внутренних взаимодействий и взаимоотношений с внешней окружающей средой, а также обобщения регионального опыта их использования. Методология. Использованы такие методы, как содержательно-смысловой анализ и выявление расхождений в правоустанавливающей и правоприменительной региональной практике программирования, сравнительный и статистический анализ. Результаты. Уточнены понятия и проанализировано содержательное наполнение разделов региональных программных документов на примере опыта субъектов Приволжского федерального округа в сфере социального программного бюджетирования. Разработанные положения могут найти отражение при формировании и корректировке нормативных актов, методических рекомендаций по составлению государственных программ, касающихся социальной сферы. Выводы. Большинство актуальных региональных программ социального развития представляют собой текущие планы, отражающие оперативную деятельность отраслевых ведомств. В целях совершенствования функционирования механизма социального программирования необходимо формировать социальные программы, нацеленные на реальные качественные преобразования в социальной сфере, позволяющие получить видимый эффект и удовлетворить потребности конкретного индивида с учетом достигнутого уровня развития и возможностей социально-экономической системы.
Ключевые слова: механизм программирования, социальное программирование, государственная программа, индикаторы, финансовое обеспечение социальной сферы
Список литературы:
Шаш Н.Н., Путихин Ю.Е., Петрова И.В. Технология программного бюджетирования: российская практика // Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. № 3. С. 65–74.
Березина Н.В., Аркадьева О.Г. Отражение индикаторов экономической безопасности в социальной сфере в документах стратегического планирования и программирования регионов Приволжского федерального округа: материалы III международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие социально-экономических систем: наука и практика». М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2016. С. 140–145.
Аркадьева О.Г., Березина Н.В. Оценка сопоставимости социальных индикаторов в стратегических и программных документах регионов Приволжского федерального округа: материалы IX Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие российской экономики». М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 9–12.
Поварова А.И. Проблемы и особенности исполнения субфедеральных бюджетов в 2015 году // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 4. С. 144–164.
Зубаревич Н.В., Горина Е.А. Социальные расходы в России: федеральный и региональные бюджеты. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 63 с.
Запорожан А.Я. Проблемы формирования государственных программ // Управленческое консультирование. 2016. № 7. С. 51–61.
Паздникова Н.П. Безопасность программно-целевого управления региональными социально-экономическими системами // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 1. С. 14–21.
Лаптев С.В., Пивоварова О.В. Проблемы применения инструментов программно-целевого управления бюджетом в регионе и направления их решения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 1. С. 25–32.
Баранова И.В. Эффективность использования бюджетных средств как инструмент модернизации управления общественными финансами // Сибирская финансовая школа. 2010. № 5. С. 47–53.
Бычков С.С., Ястребова О.К., Смородинов О.В. Мониторинг качества финансового менеджмента в программном бюджетировании // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2012. № 2. С. 49–60.
Солянникова С.П. Факторы, влияющие на результативность государственных расходов // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 5. С. 26–32.
Артемова И.В., Шихов А.Ю. Расчет субсидии на финансовое обеспечение в части оказания государственных (муниципальных) услуг // Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2012. № 2. С. 20–40.
Корчинская В.А. Совершенствование методических подходов к финансированию бюджетных и автономных учреждений на основе государственного (муниципального) задания // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 10. С. 92–97.
Запорожан А.Я. Непрограммная классификация расходов программного бюджета // Управленческое консультирование. 2016. № 5. С. 53–58.
Вадимова И.В. Базовый и ведомственный перечень государственных услуг в образовании // Советник в сфере образования. 2013. № 6. С. 35–40.
Вадимова И.В. Новый порядок формирования базовых и ведомственных перечней // Советник в сфере образования. 2014. № 3. С. 34–39.
Арлашкин И.Ю. Совершенствование контроля деятельности государственных (муниципальных) учреждений // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 2. С. 129–134.
Антонова Г.А. Программный бюджет: курс на повышение социальной и экономической эффективности расходов // Бюджет. 2013. № 12. С. 48–49.
Макарова С.Н. Методика финансового анализа и оценки программных расходов бюджета публично-правового образования // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 6. С. 123–134.
Исаева И.А. Развитие принципа эффективности использования государственных финансовых ресурсов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 11. URL: Link