Ласкина Л.Ю.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента и аудита, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург, Российская Федерация risk05@mail.ru
Предмет. Исследуются коэффициенты, определенные на основе денежных потоков – коэффициент денежного потока и коэффициент денежного покрытия процентов, их применение для более полной и достоверной характеристики уровня платежеспособности и финансовой устойчивости компании. Цели. Исследование денежных потоков предприятия как дополнительного источника информации при управлении платежеспособностью предприятия. Методология. Для проведения исследования использовались данные финансовой отчетности с 2011 по 2014 г. 12 российских компаний, осуществляющих деятельность по оказанию аэропортовых услуг. Также проведено сравнение коэффициента денежного потока и коэффициента денежного покрытия процентов с «традиционными» коэффициентами: коэффициентом текущей ликвидности и коэффициентом покрытия процентов соответственно. Посредством корреляционного анализа выявлена связь между перечисленными парами коэффициентов. Результаты. Исследование показало, что связь между коэффициентом текущей ликвидности и коэффициентом денежного потока является слабой. Более информативным и надежным как для внутренних пользователей, заинтересованных в процветании и сохранении стабильности организации, так и для ее потенциальных инвесторов и кредиторов будет использование «денежного» коэффициента из другой пары показателей – коэффициента денежного покрытия процентов и коэффициента покрытия процентов. Основываясь на сильной степени их связи, возможно более широко использовать коэффициент денежного покрытия процентов при анализе финансового состояния организаций рядом пользователей. Выводы. Сделан вывод о том, что используя в дополнение к коэффициенту покрытия процентов коэффициент денежного покрытия процентов, можно не только получить более широкое и глубокое представление о стабильности финансового положения организации, но и учитывать его при уточнении кредитного рейтинга предприятия. Присвоение типа кредитного рейтинга на основании коэффициента денежного покрытия процентов, обладающего преимуществом в виде учета в себе такой категории, как денежный поток, будет более логичным и надежным.
Сорокина Е.М. Теоретический аспект анализа платежеспособности организации // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 2. С. 80–86.
Ласкина Л.Ю. Платежеспособность как один из показателей создания стоимости // Управленческий учет. 2013. № 10. С. 47–54.
Кеменов А.А. Определение результативности регулирования денежных потоков строительных компаний // Финансовая жизнь. 2012. № 2. С. 47–53.
Свердлина Е.Б. Мониторинг финансового состояния организации // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. 2010. № 3. С. 154–159.
Цыркунова Т.А. Применение нормальных уровней и анализа тенденций при формировании оценки финансовых коэффициентов // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2011. № 2. С. 61–68.
Ласкина Л.Ю., Власова М.С. Сравнительная характеристика ликвидности предприятия с использованием традиционных коэффициентов и коэффициентов денежных потоков // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2013. № 2. URL: Link
Вицко Е.А. Анализ содержания и перспектив развития форм расчетов в отечественной и зарубежной экономике между хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. URL: Link
Черемушкин С. Оценка финансового состояния компании на основе денежных коэффициентов // Финансовый менеджмент. 2007. № 5. С. 11–22.
Giacomino D.E., Mielke D.E. Cash Flows: Another Approach to Ratio Analysis. Journal of Accountancy, 1993, March, vol. 175, no. 3, pp. 55–58. URL: Link
Kirkham R. Liquidity Analysis Using Cash Flow Ratios and Traditional Ratios: The Telecommunications Sector in Australia. Journal of New Business Ideas & Trends, 2012, vol. 10, iss. 1, pp. 1–13. URL: Link
Орлова Т.С., Ярошевич Н.Ю. Тенденции развития инфраструктурных отраслей (на примере мировой аэропортовой отрасли) // Управление. 2013. № 1. С. 34–43.
Варакса А.М. Комплексный подход к изучению национальной экономики // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2015. № 1. C. 6–9.
Строганова В.И., Трунина В.Ф. Направления развития аэропортовой инфраструктуры // Молодой ученый. 2011. Т. 1. № 12. С. 188–190.
Еремин В.Л., Крамаренко А.В. Концессионный механизм как эффективное средство модернизации аэропортовой инфраструктуры // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2010. № 4. С. 106–116.
Краморенко М.И., Варакса А.М. Роль иностранных инвестиций при обеспечении финансово-экономической безопасности федеральных округов РФ // Сибирская финансовая школа. 2015. № 6. С. 71–74.
Дамодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 1341 с.
Путихин Ю.Е., Власова М.С. К вопросам анализа эффективности инвестиционных проектов: оценка отрицательных денежных потоков // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2014. № 1. С. 14–21.
Погостинская Н.Н., Погостинский Ю.А., Власова М.С. Факторный анализ динамических нормативных моделей в системе информационного обеспечения менеджмента // Известия Международной академии аграрного образования. 2012. Т. 2. № 14. С. 236–241.
Ласкина Л.Ю., Смирнова О.Ю. Национальное кредитное рейтинговое агентство как альтернатива международным рейтинговым агентствам // Ученые записки Международного банковского института. 2016. № 17. С. 56–63.
Vlasova M.S., Laskina L.I., Silakova L.V. Estimating the Impact of Taxation on the Company's Strategic Sustainability. EACES Workshop: Financial Development in Transition and Post-Transition Countries. Serbia, EACES, 2015, pp. 131–139.