Соболев Л.Б.доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация sobolevLB@yandex.ru
Предмет. Современная транспортная авиация состоит из двух сегментов: военно-транспортной авиации и гражданской транспортной авиации. На рынке военно-транспортной авиации Россия в силу своего статуса одной из крупнейших военных держав стремится сохранить свое присутствие во всех категориях (по грузоподъемности) воздушных судов. В области гражданских грузовых авиаперевозок Россия занимает довольно скромное место в силу относительно небольшого объема международной и внутренней торговли и слабости во всех категориях гражданской авиации: магистральной, региональной и авиации общего назначения. Цели. Анализ основных трендов развития мировых рынков транспортной авиации. Методология. Проведен сравнительный анализ деятельности мировых производителей военной и гражданской транспортной авиации во всех сегментах рынка транспортной авиации по грузовместимости, выявлены общие тенденции развития отдельных сегментов, проведен анализ конкуренции и перспектив России на этих рынках. Показано, что в мировой практике в силу существенных различий в предъявляемых технико-экономических требованиях самолеты военной и гражданской транспортной авиации проектируются и производятся в различных дивизионах авиастроительных компаний. Результаты. Показано, как мировые производители отреагировали на изменение спроса на различные типы воздушных судов в последние десятилетия. Российский авиапром также должен отреагировать на изменения спроса на воздушные суда транспортной авиации, иначе произойдет заполнение российского транспортного авиапарка самолетами зарубежных производителей, как это уже произошло в пассажирских авиаперевозках. Выводы. Фактически транспортной авиацией в настоящее время занимается только ОАО «Ильюшин» (дочерняя компания Объединенной авиастроительной корпорации) с его проектом глубокой модернизации Ил-76 и другими безальтернативными проектами конца прошлого века, отклоненными в свое время по причине их неконкурентоспособности.