Соответствие профиля образования сфере профессиональной деятельности как фактор формирования трудовых доходов и удовлетворенности работой в российских условиях
Мельников Р.М.доктор экономических наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация rmmel@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 3472-1666
Предмет. Востребованность профессиональных компетенций, формируемых различными образовательными программами, на российском рынке труда. Цели. Оценка влияния профиля полученного образования, сферы профессиональной деятельности и их взаимного соответствия друг другу на уровень доходов от трудовой деятельности и степень удовлетворенности работой. Методология. Проводится регрессионный анализ данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, предусматривающий оценивание модифицированной модели Дж. Минцера, а также порядковых моделей пробит, позволяющих определить влияние фактора соответствия профиля образования сфере профессиональной деятельности на уровень заработной платы и удовлетворенность работой. Результаты. Построены оценки востребованности профессиональных компетенций, формируемых образовательными программами по различным направлениям подготовки, на российском рынке труда. Выявлено, что наиболее востребованными на российском рынке труда и получающими наибольшую отдачу от инвестиций в образование являются выпускники программ высшего образования в области информационных и коммуникационных технологий и выпускницы программ высшего образования в области медицины. Выводы. Влияние на уровень зарплат фактора работы по профилю полученного образования статистически незначимо для российских мужчин и положительно для женщин. Поскольку полученные зарубежными учеными оценки эффекта работы по профилю образования выше, и они статистически значимы как для женщин, так и для мужчин, формируемые российскими высшими и средними специальными учебными заведениями профессиональные компетенции используются в нашей стране менее эффективно, чем в США и Канаде, для которых были проведены аналогичные исследования. Это свидетельствует о необходимости приведения в большее соответствие формируемых российскими образовательными программами профессиональных компетенций актуальным и перспективным потребностям рынка труда.
Ключевые слова: инвестиции в человеческий капитал, отдача на образование, востребованность профессиональных компетенций на рынке труда, эффект работы по профилю полученного образования