Ратнер С.В.доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва, Российская Федерация lanaratner@ipu.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 7840-4282
Предмет. В последние годы наблюдается тенденция ослабления внимания со стороны государства к общим проблемам формирования и развития национальной инновационной системы и концентрация усилий на решении конкретных технологических задач, приоритетность которых определяется как объективной необходимостью выхода из кризиса, спровоцированного падением мировых цен на традиционные продукты российского экспорта, так и интересами крупнейших национальных корпораций. При этом даже в тех отраслях экономики, в которых у Российской Федерации накоплен существенный научно-технологический задел, возникает острая необходимость в разработке новых подходов к управлению процессом создания инноваций в силу кардинального изменения механизмов генерации знаний в современных условиях. Тем более такая потребность возникает на тех направлениях технологического развития, где имеется значительное отставание, в частности, в направлении развития альтернативных видов транспорта. Цели. Анализ опыта реализации концепции создания сетей экспертиз в области инновационных автотранспортных технологий – электромобилей, автомобилей на топливных элементах, гибридных автомобилей. Методология. Исследование выполнено методом кейс-стади, а в качестве кейса рассмотрена программа Международного энергетического агентства по сотрудничеству в области технологий гибридных и электрических транспортных средств, реализуемая уже более 15 лет совместными усилиями более чем 10 стран. Результаты. Выделены основные принципы организации сети экспертизы, определяющие эффективность ее работы, механизмы финансирования и методы решения отдельных исследовательских задач. Показано, что на предконкурентных стадиях исследований экономические и социальные вопросы развития новых технологий имеют не менее важное значение, чем чисто технические. Выводы. Прогнозирование общественных и экономических последствий распространения новых технологий позволяет своевременно скорректировать направления исследовательских проектов и программ, определить целевые параметры разрабатываемых инновационных продуктов, что может существенно ускорить их выход на рынок. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования уже сформированных и формирования новых российских сетей экспертизы в области альтернативных видов транспорта и транспортно-энергетических систем.
Ратнер С.В., Нижегородцев Р.М. Анализ опыта реализации проектов в области возобновляемой энергетики в России // Теплоэнергетика. 2017. № 6. С. 1–10.
Ратнер С.В., Иосифов В.В. К вопросу о разработке стратегии развития солнечной энергетики в России с учетом экологических эффектов // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 8. С. 1522–1540. URL: Link
Иванов В.В. Проблемы научно-технологического развития России в контексте промышленной революции // Инновации. 2016. № 6. С. 3–8.
Голиченко О.Г., Самоволева С.А. Государственная политика в национальной инновационной системе: теория и практика // Инновации. 2014. № 10. С. 83–94.
Голиченко О.Г. Национальная инновационная система: от концепции к методологии // Вопросы экономики. 2014. № 7. С. 35–50.
Дутов А.В., Клочков В.В., Рождественская С.М. «Большие вызовы» для авиации, авиастроения и развития авиационных технологий. М.: ГосНИИАС, 2017. 124 c.
Ерёмченко О.А. Реэкспорт научных компетенций в свете реструктуризации сети // Экономика науки. 2016. Т. 2. № 2. С. 111–119.
Тюлин А.Е. Формирование и реализация корпоративной сети центров компетенций в авиаприборостроении: специфика управления проектами // European Social Science Journal. 2014. № 2-1. С. 487–493.
Алетдинова А.А., Курчеева Г.И. Формирование условий реализации модели устойчивого развития технологического уклада // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 4. С. 195–204.
Третьяк О.А., Румянцева М.Н. Трансформация фирмы в сетевую организацию на примере экстернализации НИР // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. № 4. С. 75–92.
Шерешева М.Ю. Межфирменные сети. М.: ТЕИС, 2006. 320 с.
Катенев В.И. Перспективы развития сетевой экономики в условиях формирующегося общества знаний // Проблемы современной экономики. 2007. № 2. С. 10–21.
Петухов Н.А., Нижегородцев Р.М. Инновационная активность предприятий и стратегия приоткрытых инноваций. М.: Торус Пресс, 2016. 352 с.
Marletto G. Car and the City: Socio-Technical Transition Pathways to 2030. Technological Forecasting and Social Change, 2014, vol. 87, pp. 164–178. URL: Link
Morgadinho L., Oliveira C., Martinho A. A Qualitative Study about Perceptions of European Automotive Sector's Contribution to Lower Greenhouse Gas Emissions. Journal of Cleaner Production, 2015, vol. 106, pp. 644–653. URL: Link
Sihn W., Palm D., Gommel H. et al. Method to Determine and Quantify Changes in Value Chains Caused by E-mobility. Procedia CIRP, 2012, vol. 3, pp. 132–137. URL: Link
Li Y., Zhan C., de Jong M., Lukszo Z. Business Innovation and Government Regulation for the Promotion of Electric Vehicle Use: Lessons from Shenzhen, China. Journal of Cleaner Production, 2016, vol. 134, part A, pp. 371–383. URL: Link
Landbroek J.H.M., Franklin J.P., Susilo Y.O. The Effect of Policy Incentives on Electric Vehicle Adoption. Energy Policy, 2016, vol. 94, pp. 94–103. URL: Link
Schwedes O., Kettner S., Tiedtke B. E-mobility in Germany: White hope for a sustainable development or Fig leaf for particular interests? Environmental Science & Policy, 2013, vol. 30, pp. 72–80. URL: Link
Shi X., Wang X., Yang J., Sun Z. Electric Vehicle Transformation in Beijing and the Comparative Eco-Environmental Impacts: A Case Study of Electric and Gasoline Powered Taxis. Journal of Cleaner Production, 2016, vol. 137, pp. 449–460. URL: Link