+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Модели оценки влияния транспортных проектов на экономическое развитие: методологические и прикладные особенности

т. 17, вып. 5, май 2018

Получена: 22.01.2018

Получена в доработанном виде: 12.02.2018

Одобрена: 21.03.2018

Доступна онлайн: 29.05.2018

Рубрика: Оценка инвестиционных проектов

Коды JEL: O22, R58

Страницы: 871-885

https://doi.org/10.24891/ea.17.5.871

Патракеева О.Ю. кандидат экономических наук, научный сотрудник, Южный научный центр РАН, Ростов-на-Дону, Российская Федерация 
OlgaPatrakeyeva@yandex.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 4658-3560

Предмет. Изучение макроэкономических последствий и эффектов от реализации инфраструктурных проектов.
Цели. Необходимость совершенствования подходов к оценке влияния инфраструктурных проектов на траекторию развития национальной и региональной экономики предопределяет актуальность темы и цель работы.
Методология. С помощью эконометрического подхода выявлены значимые показатели транспортной деятельности, влияющие на экономический рост Краснодарского края.
Результаты. Представлен сравнительный анализ методов и подходов к анализу эффектов транспортной инфраструктуры на экономическое развитие, применяемых отечественными и зарубежными исследователями. Выявлены методологические особенности, которые должны быть учтены при проведении эмпирических исследований зависимости влияния инфраструктурных проектов на экономический рост. Проведен эконометрический анализ значимых факторов роста экономики Краснодарского края, связанных с развитием транспортной сети.
Выводы. Результаты многочисленных исследований, посвященных проблеме оценки макроэкономических последствий и эффектов развития транспортной сети в стимулировании экономического роста, зачастую противоречивы. При построении оценочных моделей необходимо принимать во внимание специфику рассматриваемых территорий, объем доступных статистических данных, временной горизонт. Анализ причинных факторов роста экономики Краснодарского края, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, выявил значимость роста объемов грузоперевозок автомобильным и железнодорожным транспортом. В дальнейшем этот эффект будет усиливаться в связи с реализацией проекта строительства Крымского моста.

Ключевые слова: крупномасштабные проекты, транспорт, валовой региональный продукт, экономико-математические модели, макроэкономический эффект

Список литературы:

  1. Бугроменко В.Н. Современная география транспорта и транспортная доступность // Известия Российской академии наук. Сер.: Географическая. 2010. № 4. С. 7–16.
  2. Сухарев О.С. Индустриальная политика и развитие транспортной инфраструктуры в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. Т. 11. № 1. С. 2–20. URL: Link
  3. Лившиц В.Н. Крупномасштабные транспортные проекты в России // Управление развитием крупномасштабных систем / под ред. А.Д. Цвиркуна. М.: Физматлит, 2012. С. 69–80.
  4. Саенко Л.К. Финансовое обеспечение дорожного хозяйства // Региональная экономика: теория и практика. 2007. Т. 5. № 11. С. 132–138. URL: Link
  5. Кизим А.А., Мищенко Л.Я., Шевченко И.В. Особенности и тенденции организации инвестиционных процессов в сфере развития транспортно-логистической инфраструктуры промышленности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. Т. 10. № 31. С. 2–16. URL: Link
  6. Banister D., Berechman Y. Transport Investment and the Promotion of Economic Growth. Journal of Transport Geography, 2001, vol. 9, iss. 3, pp. 209–218. URL: Link00013-8
  7. Lakshmanan T.R., Chatterjee L.R. Economic Consequences of Transport Improvements. ACCESS Magazine, 2005, vol. 1, iss. 26, pp. 28–33.
  8. Lakshmanan T.R. The Broader Economic Consequences of Transport Infrastructure Investments. Journal of Transport Geography, 2011, vol. 19, iss. 1, pp. 1–12. URL: Link
  9. Pradhan R.P., Bagchi T.P. Effect of Transportation Infrastructure on Economic Growth in India: The VECM Approach. Research in Transportation Economics, 2013, vol. 38, iss. 1, pp. 139–148. URL: Link
  10. Tong T.T., Yu T.E., Roberts R.K. Dynamics of Transport Infrastructure, Exports and Economic Growth in the United States. Journal of Transportation Research Forum, 2014, vol. 53, iss. 1, pp. 65–81.
  11. Graham D.J., Melo P.C. Evidence on the Assessment of Wider Economic Impacts of High-Speed Rail for Great Britain. Transportation Research Record. Journal of the Transportation Research Board, 2011, no. 2261, pp. 15–24.
  12. Vickerman R. Recent Evolution of Research into the Wider Economic Benefits of Transport Infrastructure Investments. OECD/ITF Joint Transport Research Centre Discussion Papers, 2007, no. 2007/09, 21 p. URL: Link
  13. Dimitriou H.T., Ward E.J., Dean M. Presenting the Case for the Application of Multi-Criteria Analysis to Mega Transport Infrastructure Project Appraisal. Research in Transportation Economics, 2016, vol. 58, pp. 7–20. URL: Link
  14. Meersman H., Nazemzadeh M. The Contribution of Transport Infrastructure to Economic Activity: The Case of Belgium. Case Studies on Transport Policy, 2017, vol. 5, iss. 2, pp. 316–324. URL: Link
  15. Beyazit E. Are Wider Economic Impacts of Transport Infrastructures Always Beneficial? Impacts of the Istanbul Metro on the Generation of Spatio-Economic Inequalities. Journal of Transport Geography, 2015, vol. 45, pp. 12–23. URL: Link
  16. Démurger S. Infrastructure Development and Economic Growth: An Explanation for Regional Disparities in China? Journal of Comparative Economics, 2001, vol. 29, iss. 1, pp. 95–117. URL: Link
  17. De Brucker K., Macharis C., Verbeke A. Multi-Criteria Analysis in Transport Project Evaluation: An Institutional Approach. European Transport/Trasporti Europei, 2011, vol. 47, pp. 3–24.
  18. Elburz Z., Nijkamp P., Pels E. Public Infrastructure and Regional Growth: Lessons from Meta-Analysis. Journal of Transport Geography, 2017, vol. 58, pp. 1–8. URL: Link
  19. Mulley C., Weisbrod G. Workshop 8 Report: The Wider Economic, Social and Environmental Impacts on Public Transport Investment. Research in Transportation Economics, 2016, vol. 59, pp. 397–400. URL: Link
  20. Петроневич М.В. Влияние модернизации сети федеральных автодорог на рост отдельных макроэкономических показателей // Экономический журнал ВШЭ. 2009. № 2. С. 295–323.
  21. Михеева Н.Н., Новикова Т.С., Суслов В.И. Оценка инвестиционных проектов на основе комплекса межотраслевых межрегиональных моделей // Проблемы прогнозирования. 2011. № 4. С. 78–90.
  22. Патракеева О.Ю. Кроссрегиональный эффект строительства Керченского моста на уровне Темрюкского района Краснодарского края: сценарии и перспективы исследования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 6. С. 1129–1139. URL: Link
  23. Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. 2011. № 3. С. 65–78.
  24. Бабурина О.Н. Черноморское экономическое сотрудничество как фактор роста экономики Краснодарского края: транспортный и туристский аспекты // Региональная экономика: теория и практика. 2013. Т. 11. № 46. С. 34–40. URL: Link
  25. Москалева Н.Б. Инвестиционная привлекательность регионов – основа для повышения качества автотранспортных услуг населению, роста других показателей субъектов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2014. Т. 12. № 37. С. 10–21. URL: Link
  26. Селютина О.Ю. Концепция имитационной модели социально-экономического развития Ростовской области // Вестник Южного научного центра РАН. 2011. Т. 7. № 4. С. 90–95.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала