Шерстобитова Т.И.кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, Пензенский государственный университет, заместитель заведующего кафедрой по научной работе, Пенза, Российская Федерация tat13392520@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-4237-1005 SPIN-код: 3460-3550
Предмет. Новые рыночные условия требуют от производителей фармацевтической продукции совершенствования классических подходов к продвижению безрецептурных лекарственных препаратов, товаров по поддержанию здорового образа жизни и медицинских изделий, а также освоения новых подходов. Цели. Определение тенденций развития российского фармацевтического рынка, включая рынок биологически активных добавок и другой безрецептурной продукции, возможностей российских предприятий на данных рынках. Выявление факторов, которые оказывают положительное и отрицательное воздействия на фармацевтическую промышленность. Методология. Использованы такие методы исследования, как наблюдение, анализ статистических данных, PEST-анализ для определения основных тенденций рынка, изучение литературных источников и материалов сети Интернет, а также сравнение. Результаты. Выявлены и проанализированы тенденции и основные факторы развития фармацевтического рынка в четырех сферах: технологической, политической, правовой и демографической. По итогам анализа выделены факторы, которые оказывают положительное и отрицательное воздействия на фармацевтическую промышленность. Выделенные факторы внешней среды могут быть учтены предприятиями фармацевтической отрасли для успешного функционирования на рынке. Выводы. Среди позитивных тенденций развития фармацевтического рынка можно выделить популярность ведения здорового образа жизни, возможность у производителей фармацевтической продукции привлечения дополнительных источников финансирования, отсутствие необходимости иметь крупную производственную базу для биологически активных добавок, высокую развитость технологий в данной сфере. К негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность субъектов фармацевтического рынка, можно отнести укрупнение и консолидацию фармацевтической отрасли, что может привести к снижению доходности производителей, существенное снижение объемов продаж российских производителей в натуральном эквиваленте, а также замораживание инвестиций в данной сфере. Для снижения воздействия ослабляющих факторов важно использовать современные инструменты продвижения в комплексе и периодически проводить мониторинг новых возможностей.
Ключевые слова: маркетинг, фармацевтика, БАД, факторы макросреды, рынок
Список литературы:
Белоусова О.В., Белоусов Е.А., Бондаренко В.О., Карасев М.М. Фармакоэкономический анализ рынка биологически активных добавок, реализуемых через аптечную сеть // Фармация и фармакология. 2015. № 6. С. 36–39. URL: Link-36-39
Федотов Г.М. Развитие рынка фармацевтических услуг России: региональные проблемы // Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 229–233.
Филатова Ю.М. Современное состояние мирового фармацевтического рынка // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1. С. 167–174.
Шерстобитова Т.И., Семеркова Л.Н., Кухтинова Л.Г. Маркетинговые исследования пензенского рынка частных медицинских услуг // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Сер.: Общественные науки. 2015. № 1. С. 248–257.
Хазанчук М. Внедрение систем мониторинга движения лекарств в России и за рубежом // Новости GMP. 2017. № 2. С. 92–99. URL: Link
Турченков С.С., Хлебцова Е.Б., Пучков М.Ю. Ситуационный анализ современного рынка биологически активных пищевых добавок // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: Link
Бельских И.Е., Кулагина С.В. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 4. С. 74–80.
Пономаренко В.С., Дорохов А., Дорохова Л. Брендинг как инструмент реализации маркетинговых стратегий. Montenegrin Journal of Economics, 2010, vol. VI, iss. 12, pp. 113–120.
Тарасов Ю.В. Особенности современного фармацевтического продвижения // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 12. URL: Link
Толстяков Р.Р., Гучетль Р.Г. Детерминанты маркетинговой деятельности в рамках бизнес-ориентации предприятия // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 7. С. 69–74.