Долженко Р.А.доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация rad@usue.ru https://orcid.org/0000-0003-3524-3005 SPIN-код: 8576-4140
Предмет. Ключевые факторы и показатели работы офиса финансовой организации в области работы с физическими лицами. Цели. Разработка методических подходов к оценке эффективности работы офиса продаж через анализ существующих подходов к оценке эффективности, опыта проведения подобных оценок в ряде коммерческих банков РФ. Методология. В качестве основных методов исследования применялись абстрактно-логический, структурный и функциональный методы. Использованы результаты работ зарубежных и российских ученых, изучающих вопросы эффективной организации деятельности банковских офисов. Подходы к расчетам показателей были апробированы в ряде финансовых организаций РФ. Результаты. Представлена методика оценки эффективности офиса банка, основанная на расчете его NPV, то есть суммы дисконтированных значений денежного потока и определения DPP – срока окупаемости инвестиций в офис с учетом дисконтирования. Положения методики доведены до довольно подробной структуры процедур, снабжены расчетными формулами, что свидетельствует о ее готовности к применению на практике в учреждениях банковской сферы. Разработанная методика особенно актуальна для финансовых организаций, которые планируют организовать сеть офисов, но для этого необходимо понимать, какие из действующих эффективны, от каких точек продаж банковских услуг необходимо отказаться. Выводы. Сформирован инструмент, который может быть использован любой финансовой организацией при условии адаптации некоторых моментов методики, связанных со спецификой продуктовой линейки банка, для оценки эффективности вновь открываемого или уже действующего офиса.
Ключевые слова: эффективность, банк, NPV, DPP, нормативы численности
Список литературы:
Lebas M., Euske K. A Conceptual and Operational Delineation of Performance. In: Neely A. (Ed.). Business Performance Measurement: Unifying Theory and Integrating Practice. Cambridge, Cambridge University Press, 2007, pp. 125–139.
Лобова С.В. Идентификация эффективности как экономической категории: обзорно-теоретический аспект исследования // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 3–12.
Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организация: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000. 662 с.
Генкин Б.М., Козлова М.И. О показателях эффективности и принципиальных схемах мотивации эффективной работы // Вестник ИНЖЕКОНа. Сер.: Экономика. 2004. Вып. 4. С. 3–9.
Балакина Р.Т., Чернышева А.С. Необходимость и особенности оценки деятельности филиала коммерческого банка // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. 2010. № 3. С. 174–182.
Смирнов А.В. Анализ финансового состояния коммерческих банков. М.: Международный банковский клуб, 2007. 225 с.
Савельева Н.К. Сравнительная характеристика количественных методов оценки эффективности деятельности банка // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. Т. 8. Вып. 35. С. 21–35. URL: Link
Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности: на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам. М.: Вершина, 2006. 464 с.
Долженко Р.А. Геомаркетинговое моделирование расположения сети офисов продаж банка // Менеджмент в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 41–50.
Долженко Р.А. Подходы к геомаркетингу расположения офисов обслуживания физических и юридических лиц коммерческого банка // Бизнес-информатика. 2017. № 3. С. 41–55.