Попов Е.В.член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация epopov@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-5513-5020 SPIN-код: 9980-7417
Максимчик М.А.аспирант института государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет им. первого президента Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация maxim.maksimchik@gmail.com ORCID id: отсутствует SPIN-код: 8946-4572
Предмет. В современных условиях способность экономических агентов к кооперации, обмену информацией и продуцированию новых знаний как основы для внедрения инноваций становится ключевым фактором конкурентоспособности. Предметом исследования выступают сетевые структуры, представляющие собой адекватный способ гибкой кооперации фирм. Цели. Разработка факторной модели сетевого потенциала как методологического базиса для максимально полной реализации кооперационных возможностей фирм и ее эмпирическая верификация на примере IT-отрасли. Методология. Теоретическим базисом модели стали работы представителей институциональной экономической теории, ресурсного подхода, экономической социологии и др. Использовались методы статистического анализа. Результаты. Модель сетевого потенциала базируется на анализе пространства факторов с позиции взаимосвязи трех структурных элементов, оказывающих задающее, согласующее и утверждающее влияние на развитие и функционирование системы сетевой организации межфирменного взаимодействия. Задающий элемент формируется ресурсными характеристиками участников сетевых организаций, воспринимающий элемент отражает результат функционирования сетевых организаций в направлении реализации синергетических эффектов, согласующий элемент направлен на оптимизацию трансформационного процесса между задающим и воспринимающим элементами. На основе модели сетевого потенциала осуществлена эмпирическая оценка организационных факторов сетевого потенциала на примере предприятий IT-сектора. Результаты исследования показали, что для данного сектора достаточно распространенной является стратегия совместного осуществления инноваций – одного из параметров воспринимающего элемента системы. Эта возможность обусловлена относительно высоким уровнем развития согласующего элемента сетевого потенциала, а именно уровнем развития факторов, оказывающих координирующее, адаптационное и предотвращающее оппортунизм воздействия. Выводы. Модельное представление сетевого потенциала развивает инструментарий факторного анализа эффективного межфирменного взаимодействия, дает возможность количественных оценок взаимосвязей между факторами и позволяет управлять развитием сетевых организаций.
Ключевые слова: сетевые организации, модель сетевого потенциала фирмы, оценка факторов межфирменного взаимодействия, предприятия IT-отрасли
Список литературы:
Попов Е.В., Симонова В.Л. Культура межфирменного сотрудничества сетевых организаций // Управленец. 2017. № 4. С. 75–84. URL: Link
Miles R., Snow Ch. Organizations: New Concepts for New Forms. California Management Review, 1986, vol. 28, iss. 3, pp. 62–73. URL: Link
Podolny J.M., Page K.L. Network Forms of Organization. Annual Review of Sociology, 1998, vol. 24, iss. 1, pp. 57–76. URL: Link
Nieves J., Osorio J. The Role of Social Networks in Knowledge Creation. Knowledge Management Research & Practice, 2013, vol. 11, pp. 62–77. URL: Link
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
Håkansson H. International Marketing and Purchasing of Industrial Goods: An Interaction Approach. John Wiley and Sons, 1982, 406 p.
Gereffi G., Humphrey J., Sturgeon T.J. The Governance of Global Value Chains. Review of International Political Economy, 2005, vol. 12, iss. 1, pp. 78–104. URL: Link
Болычев О.Н., Волошенко К.Ю. Межорганизационные сетевые взаимодействия как определяющая форма научно-технического и инновационного сотрудничества России и Европейского союза в Балтийском регионе // Балтийский регион. 2013. № 4. C. 23–39.
Williamson O. Comparative Economic Organization: The Analysis of Discreet Structural Alternatives. Administrative Science Quarterly, 1991, vol. 36, iss. 2, pp. 269–296. URL: Link
Менар К. Экономика организаций. М: ИНФРА-М, 1996. 160 с.
Priem R.L., Butler J.E. Is the Resource-based 'View' a Useful Perspective for Strategic Management Research? Academy of Management Review, 2001, vol. 26, iss. 1, pp. 41–56. URL: Link
Ménard C. The Economics of Hybrid Organizations. Journal of Institutional and Theoretical Economics, 2004, vol. 160, iss. 3, pp. 345–376. URL: Link
Wilson D., Jantrania S. Understanding the Value of a Relationship. Asia Australia Marketing Journal, 1996, vol. 2, no. 1, pp. 55–66.
Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: Теис, 2010. 828 c.
Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996. 702 с.
Baker G., Gibbons R., Murphy K. Relational Contracts and the Theory of the Firm. The Quarterly Journal of Economics, 2002, vol. 117, iss. 1, pp. 39–84. URL: Link
Уильямсон О.И. Аутсорсинг: трансакционные издержки и управление цепями поставок // Российский журнал менеджмента. 2010. № 1. C. 71–92.
Морган Р., Хант Д. Теория приверженности и доверия в маркетинге взаимоотношений // Российский журнал менеджмента. 2004. № 2. С. 73–110.
Amigo I., Belzarena P., Vaton S. Revenue sharing in network utility maximization problems. NETNOMICS: Economic Research and Electronic Networking, 2016, vol. 17, iss. 3, pp. 255–284. URL: Link
Сторчевой М. Теория фирмы, управление цепочками поставок и маркетинг взаимоотношений // Вопросы экономики. 2014. № 1. С. 40–60. URL: Link
Гордон Я.Х. Маркетинг партнерских отношений. СПб.: Питер, 2001. 384 с.
Беннетт Д.Г. Драматическая вселенная. М.: Профит Стайл, 2006. 1760 c.