Оборин М.С.доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Пермь, Российская Федерация recreachin@rambler.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 8200-9024
Нагоева Т.А.старший преподаватель кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Пермь, Российская Федерация nagoeva.ta@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 2021-2700
Предмет. Экономическая эффективность конкурентоспособного регионального санаторно-курортного комплекса. Цели. Определение понятия «конкурентоспособность санаторно-курортного комплекса» и введение оценочных критериев. Исследование существующих методов оценки конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса и формирование авторской системы оценки с позиции удовлетворения потенциального спроса потребителей санаторно-курортных услуг. Методология. Исследование базируется на результатах анализа научных трудов в области экономики, маркетинга и организации санаторно-курортной деятельности. Статистической обработке подвергнут значительный объем данных, характеризующих состояние комплекса Пермского края и субъектов – лидеров санаторно-курортного комплекса России. Результаты. Расширен теоретико-методологический аппарат. Предложена авторская система оценки конкурентоспособности, включающая: использование метода SNW-анализа; группировку факторов конкурентоспособности по пяти значимым группам; коэффициентный анализ уровня конкурентоспособности с позиции удовлетворения потенциального спроса потребителей. Выводы. Авторское исследование может быть использовано как теоретико-методологическая основа программного планирования развития регионального санаторно-курортного комплекса.
Ключевые слова: конкурентоспособность, санаторно-курортный комплекс, потребитель, регион
Список литературы:
Оборин М.С. Устойчивое развитие курортно-рекреационного комплекса России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2016. Т. 2. № 1. С. 133–142.
Киселев В.В. Факторы повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций региона // Управление экономическими системами. 2011. № 9. URL: Link
Ветитнев A.M. Некоторые подходы к оценке рынка санаторно-курортных услуг // Практический маркетинг. 2002. № 11. С. 8–15. URL: Link
Butler R. The Concept of a Tourist Area Cycle of Evolution: Implications for Management of Resources. The Canadian Geographer, 1980, vol. 24, iss. 1, pp. 5–12. URL: Link
Hjalager A.-M. Innovation Patterns in Sustainable Tourism: An Analytical Typology. Tourism Management, 1997, vol. 18, iss. 1, pp. 35–41. URL: Link00096-9
Никитина О.А. Стратегическое управление развитием санаторно-курортных комплексов: региональный аспект: монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. 164 с.
Романова Г.М. Региональное планирование развития туристско-рекреационных зон // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. Т. 3. № 5. С. 279–288. URL: Link
Васильцова Л.И. Маркетинг в системе управления рынком санаторно-курортных услуг // Известия Уральского государственного экономического университета. 2012. № 3. С. 128–131. URL: Link
Винокуров Б.Л., Клевлин А.И. Научный принцип маркетингового таргетирования как концептуальная характеристика клиентоориентированности здравниц // Гуманизация образования. 2013. № 6. С. 95–99. URL: Link
Задорожняя Н.А. Современное состояние санаторно-курортного и туристского комплекса Анапы: ресурсы, проблемы, перспективы развития // Российское предпринимательство. 2007. Т. 8. № 3. С. 130–133. URL: Link
Климовских Н.В. Вопросы стратегической устойчивости предприятий санаторно-курортной отрасли Краснодарского края // Психология. Экономика. Право. 2014. № 2. С. 52–59. URL: Link
Чесноков Ю.В. Факторы привлекательности и критерии конкурентоспособности ресурсно-рекреационного потенциала новых регионов Российской Федерации (на примере Республики Крым) // Управление экономическими системами. 2014. № 6. URL: Link
Джанджугазова Е.А. Конкурентоспособность: взгляд через призму менталитета и традиций // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. Т. 3. № 1. С. 72–87. URL: Link
Войнова Я.А. Финансирование инновационной деятельности в санаторно-курортном комплексе // Науковедение. 2014. № 6. URL: Link
Коблев Р.М. Совершенствование процессов управления конкурентными преимуществами санаторно-курортных организаций // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. Ч. 3. C. 8–12. URL: Link
Толстых Т.О., Рудакова Н.В. Разработка методики оценки деятельности санаторно-курортной организации // Регион: системы, экономика, управление. 2010. Т. 11. № 4. С. 153–155.
Акифьева В.А., Батова Т.Н. Исследование взаимосвязи маркетингового, экономического и рыночного потенциалов предприятия // Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 3. C. 42–62. URL: Link
Оборин М.С., Нагоева Т.А., Фролова Н.В. Исследование и разработка системы продвижения рынка санаторно-курортных услуг региона // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 1. С. 128–144. URL: Link
Бронникова Т.С., Котрин В.В. Развитие методологии формирования рыночного потенциала предприятия: монография. Королев: ФТА, 2012. 134 с.
Моисеенко И.В., Носкова Е.В. Классификация методов определения емкости рынка на основе применяемой информации // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 6. С. 23–31.