Предмет. Методика оценки влияния социальной инфраструктуры университета на его конкурентоспособность. Цели. Разработать методику, позволяющую оценить влияние социальной инфраструктуры университета среди прочих факторов на его конкурентоспособность, и апробировать ее. Методология. Для проведения оценки влияния социальной инфраструктуры университета на его конкурентоспособность был использован регрессионный анализ, в котором в качестве зависимой переменной предлагается использовать степень привлекательности университета для обучения (для обучающихся) и для работы (для научно-педагогических работников). В качестве предикторов предлагается использовать оценки удовлетворенности (восприятия) факторов конкурентоспособности университета. В результате получены модели множественной линейной регрессии, рассчитанные методом исключения в программе IBM SPSS Statistics. Результаты. Построены уравнения регрессионных моделей оценки влияния факторов конкурентоспособности университета на его привлекательность для всех групп обучающихся (местных, иногородних российских, зарубежных) и научно-педагогических работников (молодых ученых и научно-педагогических работников старше 40 лет, проживающих и не проживающих в кампусе университета), указано положительное (прямое) влияние уровня развития социальной инфраструктуры университета на его конкурентоспособность с определенным вкладом в зависимую переменную. Выводы. Менеджменту университетов при разработке программ развития и повышения конкурентоспособности вузов необходимо учитывать социальную инфраструктуру университета, которая оказывает значимое влияние на конкурентоспособность среди прочих факторов для всех групп обучающихся и научно-педагогических работников.
Ключевые слова: социальная инфраструктура университета, конкурентоспособность университета
Список литературы:
Kotler P., Fox K. Strategic Marketing for Educational Institutions. Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1995, 496 p.
Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Oxford, Pergamon and Elsevier Science, 1998, 163 p.
Armstrong L. A New Game in Town: Competitive Higher Education. Information,Communication & Society, 2001, vol. 4, iss. 4, pp. 479–506. URL: Link
Altbach P. The Costs and Benefits of World-Class Universities. Academe, 2004, vol. 90, iss. 1, pp. 20–23.
Altbach P. Academic Freedom: International Realities and Challenges. Higher Education, 2001, no. 41, pp. 205–219. URL: Link
Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5–45. URL: Link
Салми Дж. Создание университетов мирового класса. М.: Весь мир, 2009. 132 с.
Салми Дж., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 25–68. URL: Link
Романова И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005. 140 с.
Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 37–38. URL: Link
Асаул А.Н., Капаров Б.М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики. СПб.: Гуманистика, 2007. 280 с.
Корчагова Л.А. Оценка конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 5. С. 48–54.
Савенкова Ю.С., Советкина А.А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 182–199. URL: Link
Каплина О., Зайченко Д. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода // Маркетинг. 2005. № 4. С. 24–38.
Романова Г.М. Управление вузом в условиях конкурентной среды // Международный научно-технический журнал. 2012. № 2. С. 10–14. URL: n-eu.ru/en/article/download/292
Шевченко Д.А. Глобальные ориентиры повышения конкурентоспособности российских университетов: доминанта государства, рейтингов, сайта вуза // Практический маркетинг. 2013. № 7. С. 28–44.
Сацик В.И. Детерминанты глобальной конкурентоспособности университетов: в поиске эффективной стратегии развития высшего образования на Украине // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 134–161. URL: Link
Maniu I., Maniu G.C. Educational Marketing: Factors Influencing the Selection of a University. SEA – Practical Application of Science, 2014, vol. II, iss. 3(5), pp. 37–42. URL: Link
Троценко А.Н., Романова И.М. Конкурентоспособность университета и факторы ее определяющие // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11. Ч. 1. С. 761–765.
Белинская М.Н. Факторы оценки конкурентоспособности государственных вузов // Вестник СамГУ. 2013. № 1. С. 20–26. URL: Link
Троценко А.Н. Элементы инфраструктуры образовательной организации высшего образования // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4. Ч. 2. С. 526–529.