Чкалова О.В.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой торгового дела, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация chkalovaov@iee.unn.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 4412-7335
Ефремова М.В.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой сервиса и туризма, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация efremovamv@iee.unn.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 4133-0721
Предмет. Роль мерчандайзинга в повышении эффективности управления продажами. Цели. Уточнение и расширение теоретико-методологических положений управления торговыми предприятиями на основе мерчандайзинга. Методология. Использованы общенаучные принципы и методы исследования: анализ, синтез, группировка, сравнение, индукция, дедукция, обобщение и др. Результаты. Проанализированы определения мерчандайзинга, предложенные зарубежными и отечественными авторами. На основе анализа и обобщения основных научных подходов раскрыта содержательная часть мерчандайзинга. Выявлены два основных подхода к пониманию мерчандайзинга: мерчандайзинг как набор инструментов, используемых в торговой точке для управления продажами; мерчандайзинг как технология управления поведением покупателей в торговом зале, стимулирующая процесс покупок для достижения определенных результатов продаж. Представлено авторское понимание мерчандайзинга, фокусирующее внимание на его социально-экономической эффективности и комплексе мерчандайзинговых инструментов. Предложен организационно-экономический механизм управления продажами на основе мерчандайзинга, включающий цели, объекты управления, комплекс инструментарного обеспечения, систему социально-экономических показателей для оценки эффективности. Комплекс инструментарного обеспечения дифференцирован на две части в зависимости от формата торговых организаций: основные и дополнительные инструменты. Представлены типовые решения мерчандайзинговых приемов. Предложены социальные и экономические показатели для оценки эффективности мерчандайзинга. Выводы. Обоснована роль мерчандайзинга в повышении эффективности продаж торговых организаций. Это исследование дополняет теоретико-методологические положения инновационного управления продажами на основе мерчандайзинга.
Ключевые слова: мерчандайзинг, управление продажами, эффективность, инновации
Список литературы:
Веллхофф А., Массон Ж.-Э. Мерчандайзинг. Эффективные инструменты и управление товарными категориями. М.: ИД Гребенникова, 2004. 280 с.
Варли Р., Рафик М. Основы управления розничной торговлей. М.: ИД Гребенникова, 2005. 456 с.
Grewal D., Roggeveen A., Nordfält J. The Future of Retailing. Journal of Retailing, 2017, vol. 93, no. 1, pp. 1–6. URL: Link
Mehta N.P., Chugan P.K. The Impact of Visual Merchandising on Impulse Buying Behavior of Consumer: A Case from Central Mall of Ahmedabad India. Universal Journal of Management, 2013, vol. 1, iss. 2, pp. 76–82. URL: Link
Ardestani S.S., Ardestani I.S. Identification and Prioritizing Influential Merchandising Variables on Customer Purchase Behavior, Case Study: Hyper Star Chain Supermarket. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2016, vol. 7, iss. 3, pp. 48–53. URL: Link
Захарченко Н.П., Захарченко Н.Г., Колесникова Е.В. Сэмплинг и внутримагазинная информация как инструменты мерчандайзинга // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2016. № 2. С. 190–200. URL: Link
Чкалова О.В. Организация размещения и выкладки товаров как составная часть управления бизнесом торгового предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 3. С. 68–78.
Prasad К., Vetrivel D. An Empirical Study on Visual Merchandising and Its Impact on Consumer Buying Behavior. Journal of Business and Management, 2016, vol. 18, iss. 11, pp. 8–14. URL: Link
Chebat J.C., Morrin M. Colors and Cultures: Exploring the Effects of Mall Décor on Consumer Perceptions. Journal of Business Research, 2007, vol. 60, iss. 3, pp. 189–196. URL: Link
Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход. М.: Вильямс, 2003. 1184 с.
Kotler P. Atmospherics as a Marketing Tool. Journal of Retailing, 1974, vol. 49, iss. 4, pp. 48–64.
Рамазанов И.А. Динамическая когнитивно–психологическая модель поведения посетителей торгового зала в технологиях мерчандайзинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2018. № 3. С. 29–39.
Панасенко С.В., Рамазанов И.А. Нейротехнологии визуального мерчандайзинга в розничной торговле // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 657–670. URL: Link
Ajith K., Reni L., Vipinkumar V. The Impact of Visual Merchandising on Impulse Buying Behavior of Retail Customers. International Journal for Research in Applied Science & Engineering Technology, 2018, vol. 6, iss. 2, pp. 474–491. URL: Link
Bezawada R., Balachander S., Kannan P.K., Shankar V. Cross–Category Effects of Aisle and Display Placements: A Spatial Modeling Approach and Insights. Journal of Marketing, 2009, vol. 73, iss. 3, pp. 99–117. URL: Link