Костецкий А.Н.кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга и торгового дела, Кубанский государственный университет (КубГУ), Краснодар, Российская Федерация kostetsky_andrey@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 7596-3942
Чекашкина Н.Р.старший преподаватель кафедры маркетинга и торгового дела, Кубанский государственный университет (КубГУ), Краснодар, Российская Федерация chenaro@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 9179-1379
Предмет. Стратегическое управление является ключевым для успешного развития компании, и выбор вектора развития зависит непосредственно от процесса принятия управленческого решения и от множества факторов, влияющих на него. Стратегическая аналитика маркетингового положения компании, анализ макро- и микропоказателей в экономической, политической, технологической и социологической областях оставались второстепенными при решении рутинных проблем, направляя бизнес в неопределенном направлении с точки зрения стратегического маркетинг-менеджмента. Многие компании ориентировались исключительно на ближайшее конкурентное окружение, следуя за лидером, не учитывали макроэкономические индикаторы внутри страны и на международном рынке. Цели. В настоящее время обретает актуальность стратегическое маркетинговое управление на уровне микроэкономики предприятия с учетом последних глобальных и национальных экономических тенденций. В связи с этим цель исследования – провести описательное изучение самого процесса стратегического планирования, его сущности и значения для управленческого персонала компаний. Методология. Использовались общенаучные методы исследования. Результаты. Отражены как роль процесса стратегического управления в целом, так и отношение бизнеса к стратегическому планированию, в частности соотнесены используемые практики стратегического управления с теоретическими концепциями и подходами к определению управленческого процесса, как, например, эволюционный подход к стратегическому управлению. Выводы. Подтверждена гипотеза отношения бизнеса к стратегии как к интуитивному инструменту, подкрепленному опытом и властью. Это свидетельствует о недостаточном уровне квалификации управляющего персонала в сфере маркетинг-менеджмента, о проявлении уверенности в собственной интуиции и опыте, о сосредоточении на решении тактических задач.
Child J. Organizational Structure, Environment and Performance: The Role of Strategic Choice. Sociology, 1972, vol. 6, iss. 1, pp. 1–22. URL: Link
Andrews K., Bower J., Christensen C.R., Hamermesh R., Porter M.E. Business Policy: Text and Cases. Homewood, IL, Richard D. Irwin, Inc., 1986.
Drucker P. Entrepreneurship in Business Enterprise. Journal of Business Policy, 1970, no. 1, pp. 3–12.
Ansoff I.H. Corporate Strategy. New York, McGraw-Hill, 1965.
Steiner G. Top Management Planning. New York, Macmillan, 1969.
Поплавский Б.Н., Горшкова Л.А. Комплексная методика стратегического управления // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 16. С. 11–14. URL: Link
Quinn J.B. Strategies for Change: Logical Incrementalism. Homewood, IL, R.D. Irwin, 1980.
Lindblom C. The Science of ‘Muddling Through’. Public Administration Review, 1959, vol. 19, iss. 2, pp. 79–88. URL: Link
Mintzberg H., Waters J.A. Of Strategies, Deliberate and Emergent. Strategic Management Journal, 1985, vol. 6, iss. 3, pp. 257–272. URL: Link
Bailey A., Johnson G., Danielst K. Validation of a Multi-Dimensional Measure of Strategy Development Processes. British Journal of Management, 2000, vol. 11, pp. 151–162. URL: Link
Hart S. An Integrative Framework for Strategy-Making Process. Academy of Management Review, 1992, vol. 17, pp. 327–351. URL: Link
Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсии по дебрям стратегий менеджмента. СПб.: Питер, 2002. 330 с.
Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: СПбГУ, 2011. 548 с.
Prahalad C.K., Hamel G. The Core Competence of the Corporation. Harvard Business Review, 1990, vol. 68, iss. 3, pp. 79–91. URL: Link
Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес-инноваций: cоздание ценности совместно с потребителем. М.: Альпина Паблишерз; Юрайт, 2011. 258 с.
Ижевский В.Л., Кононов В.Н. Стратегические аспекты управления консолидационными процессами групп компаний // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 6. С. 1061–1081. URL: Link
Furrer O., Alexander M., Sudharshan D. The Impact of Resource-Strategy Correspondence on Marketing Performance – Financial Performance Tradeoffs. Journal of Strategic Marketing, 2007, vol. 15, iss. 2-3, pp. 161–183. URL: Link
Bharadwaj S., Varadarajan P., Fahy J. Sustainable Competitive Advantage in Service Industries: A Conceptual Model and Research Propositions. Journal of Marketing, 1993, vol. 57, iss. 4, pp. 83–99. URL: Link
Rust R.T., Lemon K.N., Zeithaml V.A. Return on Marketing: Using Customer Equity to Focus Marketing Strategy. Journal of Marketing, 2004, vol. 68, iss. 1, pp. 108–127. URL: Link
Сергиенко А.В. Сбалансированный подход в стратегическом управлении // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 11. С. 52–59. URL: Link
Паламарчук В.П. Комплексный подход к анализу факторов ценности компании в процессе выработки стратегии // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 24. С. 40–47. URL: Link
Илышева Н.Н., Варлачева Т.Б., Селевич Т.С. Методологические особенности стратегического конкурентного и стратегического маркетингового анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 39. С. 38–44. URL: Link
Демьянова О.В., Рашитова А.Р. Применение теории игр для принятия стратегических решений на примере российской компании // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 33. С. 52–60. URL: Link
Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
Воробьев А.Д., Политов Д.Б. Планирование на предприятиях региона: стратегическое и долгосрочное // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 7. С. 62–66. URL: Link