Заернюк В.М.доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления, Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе, Москва, Российская Федерация zvm4651@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 3300-6420
Предмет. В многочисленных исследованиях конкурентоспособности еще не получили должного развития финансовые технологии как важная составляющая управленческого инструмента. В отличие от зарубежных компаний, успешно использующих их в целях повышения конкурентоспособности, в российских практиках финансовые технологии до настоящего времени применяются явно недостаточно. Цели. Разработка диагностического и управленческого инструментария финансового характера, ориентированного на повышение конкурентоспособности. Методология. Методологическую основу исследования составили системный, статистический, финансово-экономический, ретроспективный и трендовый анализ, а также принципы системности и развития. Результаты. Проведенный макроанализ отрасли добычи полезных ископаемых за 2007–2016 гг. позволил сделать вывод, что масштабный рост по ключевым экономическим показателям вследствие недостаточно эффективного управления обусловливает накопление рисков финансовой неустойчивости, что не может не сказываться отрицательно на конкурентоспособности российских организаций по добыче полезных ископаемых и рынков их присутствия. Обоснована методология эмпирического исследования и определены факторы финансового характера, обусловливающие уровень конкурентоспособности. Предложен результирующий интегральный показатель, характеризующий конкурентоспособность как в целом для отрасли, так и для отдельного предприятия. Выводы. К числу сильных сторон финансовой модели конкурентоспособности организаций по добыче полезных ископаемых может быть отнесено масштабное и динамичное генерирование доходов и добавленной стоимости. В числе слабых сторон этой модели можно выделить высокие издержки и недостаточную эффективность, что способствует накоплению на системном уровне краткосрочных и долгосрочных финансовых рисков, а также недооценку рыночных инструментов формирования стоимости и нематериальной составляющей основного капитала.
Рубин Ю.Б. О конструктивной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 5. С. 114–129.
Слепов В.А., Саруханян Ю.А. Ценовая конкурентоспособность российских товаров и услуг // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. Вып. 29. С. 1737–1749. URL: Link
Сигарев А.В., Косов М.Е. Конкурентоспособность торговых сетей на российском рынке розничной торговли продовольствием в условиях экономического спада // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. Т. 9. Вып. 48. С. 50–62. URL: Link
Туякова З.С., Черемушникова Т.В. Система ключевых показателей результатов деятельности и ее использование при рейтинговой оценке конкурентоспособности телекоммуникационных компаний // Экономический анализ: теория и практика. 2016. Т. 15. Вып. 1. С. 54–68. URL: Link
Митяй О.В. Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8-1. С. 113–120. URL: Link
Крыжановская О.А., Вертакова Ю.В. Стратегические ориентиры развития конкурентоспособных отраслей промышленности региона // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 6. Ч. 1. С. 59–68. URL: Link
Комарова И.П. Проблемы устойчивой конкурентоспособности компаний компьютерной индустрии // Инновации и инвестиции. 2016. № 8. С. 65–75. URL: Link
Овчарук Н.Ю., Прокопьева Е.Л. Механизм формирования конкурентных преимуществ (на примере пищевой отрасли региона) // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. Вып. 1. С. 101–116. URL: Link
Сопова Е.В., Щербинина Л.Ю. Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке // Вопросы экономики и управления. 2016. № 3.1. Спецвыпуск. С. 47–49. URL: Link
Боброва В.В., Корабейников И.Н., Бантикова О.И. Методика комплексной оценки развития конкуренции в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. Вып. 9. С. 1598–1614. URL: Link
Дусь Ю.П., Мищенко В.В., Щербаков В.С. Анализ основных факторов, оказывающих влияние на региональную конкурентоспособность // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. Вып. 4. С. 618–631. URL: Link
Анисимова А.А. Конкурентоспособность налоговой системы в современных условиях: основные факторы и тенденции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. Т. 9. Вып. 25. С. 47–60. URL: Link
Сибирская А.В. Состояние и перспективы конкурентоспособности финансовых рынков стран ЕАЭС // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. Вып. 4. С. 201–216. URL: Link
Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. New York, Free Press, 1998, 896 p.
Каменева Е.А., Хотинская Г.И. Финансовый инструментарий повышения конкурентоспособности российского бизнеса: постановка проблемы // Финансовая жизнь. 2014. № 2. С. 78–84. URL: Link
Саймон Г.А. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. 1993. Вып. 3. С. 16–38. URL: Link
Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб.: Питер, 2001. 480 с.