Предмет. С учетом роста российского рынка халяль к нему увеличивается интерес со стороны научного сообщества и предпринимателей. Практика показывает, что зачастую возникающие трудности носят схожий характер во многих странах. В этом отношении анализ динамики, состава и структуры исследуемой отрасли экономики в разрезе мирового опыта поможет выявить основополагающие решения для преодоления ошибок в ее развитии. Учтены региональные особенности, которые влияют на изменения на этом рынке. Особенно это касается степени влияния института религии в стране и доли мусульман в структуре населения. Цели. Выявить основные направления развития отечественного рынка халяль в ближайшей перспективе с учетом мирового опыта. Методология. Использована институциональная методология, позволяющая оценить влияние различных институтов на экономическое поведение участников рынка. Также использованы общенаучные методы познания: анализ, системность, дедукция, наблюдение и сравнение. Результаты. В ходе анализа динамики, состава и структуры международного рынка халяль в разрезе четырех групп стран сделан вывод о положительной перспективе развития отрасли в России, что будет выражаться в росте емкости рынка, повышении занятости населения, аккумулировании внутренних финансов, импортозамещении и в будущих возможностях экспорта. Выводы. Развитие рынка халяль в России на основе международного опыта в разрезе предложенных четырех групп стран создаст условия для решения социально-экономических задач, стоящих перед государством.
Ключевые слова: рынок халяль, мусульманские товары, сертификация, импортозамещение, санкции
Список литературы:
Шовхалов Ш.А. Методология исследования формирования и развития рынка конфессиональных услуг // Современная экономика: проблемы и решения. 2017. № 10. С. 8–13. URL: Link
Шовхалов Ш.А., Петрова А.Т. Рынок мусульманских товаров: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. 2015. № 6. Ч. 1. С. 207–210. URL: Link
Шовхалов Ш.А. Оценка деятельности предприятий рынка мусульманских товаров: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2016. 140 с.
Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. 656 с.
Тамбовцев В.Л. Правила как основа институтов // Общественные науки и современность. 2014. № 3. С. 130–139. URL: Link
Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. 1997. № 7. С. 35–44.
Саймон Г.А. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 16–38. URL: Link
Мирский Г.И. Ислам: история и современность // Новая и новейшая история. 2010. № 1. С. 3–20.
From Niche to Mainstream – Halal Goes Global. Geneva, International Trade Centre, 2015, 58 p. URL: Link
Наумкин В.В., Кузнецов В.А. Исламский мир и исламские организации в современной мирополитической системе // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2013. № 4. С. 30–56. URL: Link
Christiansen B., Yıldız S., Yıldız E. Handbook of Research on Effective Marketing in Contemporary Globalism. USA, IGI Global, 2014, 463 p.
Сюкияйнен Л.Р. Правовая проблематика в российском востоковедении // Концепции современного востоковедения. СПб.: КАРО, 2013. С. 136–146.
Белокреницкий В.Я. Демографическое будущее исламского мира // Исламский фактор в истории и современности. М.: Восточная литература, 2011. С. 47–64. URL: Link
Petrova A.T., Shovkhalov Sh.A. Growth Prospects for Market of Muslim Goods in Russia. IndianJournal of Science and Technology, 2016, vol. 9, iss. 46, pp. 435–441. URL: Link
Varinli I., Yildiz E. A Study for Determing the Effects on the Perceptions of Consumers about Halal Food. Cairo, 2012, 63 p.
Бородай С.Ю. Ислам в современной Европе: демография, интеграция, перспективы // Ислам в современном мире. 2013. № 1–2. С. 29–30. URL: Link
Альванус А. Мусульманский глобализационный проект как альтернатива западному проекту // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2003. № 5. С. 128–135. URL: Link
Lever J., Puig de la Bellacasa M., Miele M., Higgin M. From the Slaughterhouse to the Consumer Transparency and Information in the Distribution of Halal and Kosher Meat. Cardiff, Cardiff University, 2010, 116 p. URL: Link
Нижегородцев Р.М. Импортозамещение институтов: ключевая задача обеспечения национальной безопасности // Известия УрГЭУ. 2016. № 4. С. 5–18. URL: Link
Сюкияйнен Л.Р. Ислам и права человека в диалоге культур и религий. М.: Садра, 2014. 212 с. URL: Link