Предмет. Развитие отраслевого анализа в рамках Гарвардской парадигмы. Цели. Обобщение алгоритмов отраслевого анализа и обоснование методики отраслевого анализа с использованием информационного ресурса СПАРК. Методология. Использовались общенаучные принципы и методы исследования: абстрагирование, обобщение подходов отечественных и иностранных авторов к отраслевому анализу. Результаты. Разработана методика отраслевого анализа, включающая четыре этапа. На первом исследуются базовые отраслевые условия на основе качественной и количественной финансовой информации. На втором – оценивается структура отрасли, ее цикличность, волатильность отраслевых показателей. На третьем – анализируется поведение компаний отрасли в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. На четвертом этапе, этапе комплексной оценки, анализируется возможность создания стоимости компаниями отрасли, их динамика и вклад отрасли в ВВП. Методика была апробирована на данных предприятий отрасли цветной металлургии. Выводы. Основными силами конкуренции исследуемой отрасли является внутриотраслевая конкуренция и рыночная власть покупателей. Отрасль умеренно концентрирована, у крупнейших операторов выражен положительный эффект масштаба, отрасль является неоднородной, цикличной, выручка характеризуется значительной волатильностью. Уровень операционной эффективности в управлении расходами, оборотными активами и оборотным капиталом соответствует компаниям – аналогам развивающихся стран, операционная эффективность выше у крупного бизнеса. Инвестиционная активность невысокая, направленность инвестиций – органический рост, у крупных компаний заметны признаки агрессивного роста. Финансовая активность относительно высокая: уровень кредитной нагрузки достаточно высок, в заемных ресурсах преобладают долгосрочные, дивидендная политика крупных компаний отрасли агрессивная. Эффективность отдельных компаний крупного бизнеса достигает требуемой доходности, однако отрасль в целом не создает стоимости. Вклад отрасли в ВВП снижается, что в целом характерно для отраслей первичного сектора экономики.
Ключевые слова: отраслевой анализ, Гарвардская парадигма, поведение компаний
Список литературы:
Bain J.S. Relation of Profit Rate to Industry Concentration: American Manufacturing, 1936–1940. Quarterly Journal of Economics, 1951, vol. 65, iss. 3, pp. 293–324. URL: Link
Портер М.Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
Dobbs M.E. Guidelines for Applying Porter's Five Forces Framework: A Set of Industry Analysis Templates. Competitiveness Review, 2014, vol. 24, iss. 1, pp. 32–45. URL: Link
Шеремет А.Д. Комплексный анализ показателей устойчивого развития предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 45. С. 2–10. URL: Link
Любушин Н.П., Кондратьев Р.Ю. Современные концепции и подходы в экономическом анализе кредитоспособности заемщиков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. Вып. 12. С. 1324–1345. URL: URL: Link
Ковалев В.В., Воронова Е.А. Логика и критерии оценки финансового состояния лизинговой компании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2019. Т. 35. Вып. 1. С. 50–82. URL: Link
Ittelson T.R. Financial Statements: A Step-by-Step Guide to Understanding and Creating Financial Reports. Weiser, 2009, 288 p.
Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. М.: Финансы и статистика, 2003. 624 с.
Пайк Р., Нил Б. Корпоративные финансы и инвестирование. СПб.: Питер, 2006. 784 с.
Berman K., Knight J. Financial Intelligence. A Manager's Guide to Knowing What the Numbers Really Mean. Harvard Business School Press, 2006.
Ивашковская И.В., Григорьева С.А., Кокорева М.С., Степанова А.Н. и др. Корпоративные финансовые решения. Эмпирический анализ российских компаний (корпоративные финансовые решения на развивающихся рынках капитала): монография. М.: ИНФРА-М, 2012. 281 с.
Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Кузнецов Б.В. Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирических исследований о России // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. № 4. С. 3–22. URL: Link
Филимонова И.В., Эдер Л.В., Немов В.Ю., Мишенин М.В. Комплексный экономический анализ компаний нефтегазовой отрасли России // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. Вып. 5. С. 925–943. URL: Link
Рыкова И.Н., Табуров Д.Ю. Совершенствование инструментария оценки финансового потенциала отрасли электроэнергетики // Корпоративные финансы. 2019. № 1. С. 93–106. URL: Link
Рыкова И.Н., Кораблев Д.В., Губанов Р.С. Оценка влияния факторов на финансовые результаты деятельности промышленных компаний России с учетом государственной поддержки отраслевой экономики // Корпоративные финансы. 2016. № 2. С. 51–69. URL: Link
Голлай И.Н. Комплексный анализ отраслевых рынков как инструмент принятия решений, направленных на выведение инновационного продукта на рынок // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 4. С. 20–35. URL: Link
Кузнецов В.И. К вопросу о необходимости проведения экономического, отраслевого и фундаментального анализов при оценке стоимости объектов оценки // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2003. № 6. С. 81–87. URL: Link
Мингалева Ж.А. Теоретико-методологические подходы к анализу динамики отраслевой структуры экономики // Журнал экономической теории. 2011. № 4. С. 126–136. URL: Link
Fortis M., Corradini S. et al. The Pillars of the Italian Economy. Manufacturing, Food & Wine, Tourism. Springer International Publishing, Switzerland, 2016, 334 p. URL Link
Когденко В.Г. Управление финансами и рисками: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 527 c.
Сизых Д.С., Сизых Н.В. Коэффициенты денежных потоков компании: оценка, анализ и практическое применение // Управление экономическими системами. 2016. № 12. URL: Link
Коупленд Т., Коллер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 569 с.
Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 1340 c.