Лысова Е.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса, туризма и торгового дела, Вятский государственный университет (ВятГУ), Киров, Российская Федерация lena.lysowa@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 1029-9887
Предмет. Деятельность предприятий, связанная с управлением их конкурентоспособностью, на основе повышения качества услуг. Цели. Изучение подходов к оценке конкурентоспособности предприятий на основе выбора потребителями поставщика услуг, разработка методического инструментария управления конкурентоспособностью предприятия сферы сервиса на основе повышения качества услуг. Методология. Использованы анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, кластерный, корреляционный анализ и др. Результаты. Проведена оценка уровня конкурентоспособности предприятий сферы услуг на основе выбора потребителями поставщика услуг. Определены характеристики охранных предприятий, принимаемые во внимание потенциальными заказчиками при выборе. Данные характеристики являются факторами конкурентоспособности предприятия безопасности. Проведен анализ предпочтений потребителей с помощью кластерного анализа, выявлены основные направления управления конкурентоспособностью охранных предприятий. Определено, что для клиентов при выборе охранного предприятия решающим фактором является качество услуг. Разработан авторский методический инструментарий анализа управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг. Разработаны методические положения по управлению качественными показателями, характеризующими услуги охранных организаций в условиях регионального рынка. Предложен алгоритм кластерного анализа для изучения качественных показателей конкурентоспособности охранных предприятий, результаты которого могут быть использованы для построения модели формализации проблемной ситуации, связанной с управлением конкурентоспособностью предприятия на основе управления качеством услуг. Выводы. Предложенная методика является инструментом, позволяющим совершенствовать управление качеством услуг, следовательно, повышать эффективность деятельности предприятия на рынке за счет развития конкурентных преимуществ.
Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособности как фактор рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 1. С. 86–97. URL: Link
Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 67–77.
Ильина И.Е., Скворцов А.Е. Конкурентоспособность услуги как элемент инновационного развития // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 29–36. URL: Link
Бурланков С.П., Ильина И.Е., Скворцова А.Е. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы обслуживания и оказания транспортных услуг как элемент инновационного развития // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 3. С. 47–52. URL: Link
Портер М. Международная конкуренция: конкурные преимущества стран. М.: Альпина Паблишер, 2016. 946 с.
Мансуров Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2. С. 91–94.
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002. 892 с.
Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 4. С. 53–68.
Игольников Г.Л., Патрушева Е.Г. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. 1995. № 11. С. 108–111.
Волков А.В., Светуньков С.Г. Методологические проблемы измерения конкуренции // Современная конкуренция. 2013. № 6. С. 54–64. URL: Link
Озина А.М., Чернышов А.Н. Концептуальный аспект формирования механизма регулирования социально-экономических отношений в сфере услуг на основе социального партнерства // Вестник НГИЭИ. 2017. № 2. С. 82–89. URL: Link
Алехина О.Ф., Удалов Ф.Е., Бурмистрова О.В., Ларионова Н.А. Организационно-управленческий аспект развития российской экономики // Вестник НГИЭИ. 2017. № 6. С. 77–86. URL: Link
Санникова К.А., Домарацкая Е.А. Оценка качества услуг на примере ООО «Интерпартнерсервис» // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2018. № 4. С. 129–133. URL: Link
Демцура С.С. Теоретико-методологические аспекты проблемы оценки удовлетворенности клиентов // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 10. С. 7–14. URL: Link
Reichheld F.F. One Number You Need to Grow. Harvard Business Review, 2003, December. URL: Link
Кришталь Г.А. Система оценки качества обслуживания и качества продаж в банковских учреждениях // Финансы и кредит. 2015. № 8. С. 11–17. URL: Link
Нечаева М.Л., Лысова Е.А. Система финансового контроля в управлении предприятием малого бизнеса: методы и инструменты реализации // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. Вып. 2. С. 360–374. URL: Link
Нечаева М.Л. Анализ рынка услуг как основной аспект социально-экономического развития регионов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 4. № 2. С. 61–64.