Предмет. Развитие российского предпринимательства. Цели. Определить причинно-следственные связи развития российского предпринимательства. Методология. Исследование основано на системном подходе с применением статистического, кластерного и нейросетевого анализа. Результаты. Показана актуальность проблемы развития предпринимательства в условиях общемирового снижения потребительского спроса. Обзор литературных источников позволил определить сущность предпринимательства, мотивы и условия ведения предпринимательской деятельности. Приведены этапы развития методологии предпринимательства. В результате анализа причинно-следственных связей развития предпринимательства по данным Global Entrepreneurship Monitor и Organization for Economic Cooperation and Development выявлена динамика открытия новых предприятий в различных странах. При этом в России сложились устойчивые причинно-следственные связи и факторы, обеспечивающие развитие предпринимательства. Выводы. Систематизация причинно-следственных связей развития российского предпринимательства связана с динамикой открытия новых предприятий и производств, определяемой основными мотивами и условиями для ведения предпринимательской деятельности. При этом процесс обеспечения устойчивости развития российского предпринимательства связан с обучением населения необходимым навыкам и получением знаний для начала бизнеса, в том числе за счет включения подготовки по созданию и ведению малого и среднего бизнеса в систему образования и профессиональной подготовки на начальном и среднем уровнях (базовое школьное предпринимательское образование и подготовка).
Аганбегян А.Г. 25 лет новой России. Экономический и социальный уровень: топтание на месте // Экономические стратегии. 2018. Т. 20. № 2. С. 36–51. URL: Link
Ивантер В.В. О проблеме экономического роста // Экономическое возрождение России. 2018. № 2. С. 14–16. URL: Link
Глазьев С.Ю. Новый мирохозяйственный уклад. Модель для сборки // Научные труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 210. № 2. С. 240–246. URL: Link
Agwu M.E., Onwuegbuzie H.N., Ezeifeka P. Impact of Entrepreneurship Education on New Ventures Creation: A Case Study. Advances in Social Sciences Research Journal, 2017, vol. 4, no. 25, pp. 98–114. URL: Link
Biraglia A., Kadile V. The Role of Entrepreneurial Passion and Creativity in Developing Entrepreneurial Intentions: Insights from American Home Brewers. Journal of Small Business Management, 2017, vol. 55, iss. 1, pp. 170–188. URL: Link
Mahmoud M.A., Muharam F.M. Factors Affecting the Entrepreneurial Intention of PhD Candidates: A Study of Nigerian International Students of UUM. European Journal of Business and Management, 2014, vol. 6, no. 36, pp. 17–24. URL: Link
Саралидзе А.М., Доничев О.А. Предпринимательство как определяющее условие инновационных интеграционных процессов // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 35. С. 2–12. URL: Link
Van der Zwan P., Thurik A.R., Grilo I. The Entrepreneurial Ladder and Its Determinants. Applied Economics, 2010, vol. 42, iss. 17, pp. 2183–2191. URL: Link
Coulter R.A., Strizhakova Y., Price L.L. Branded Products as a Passport to Global Citizenship: Perspectives from Developed and Developing Countries. Journal of International Marketing, 2008, vol. 16, iss. 4, pp. 57–85. URL: Link
Zwan P., Thurik R., Verheul I., Hessels J. Factors Influencing the Entrepreneurial Engagement of Opportunity and Necessity Entrepreneurs. Eurasian Business Review, 2016, vol. 6, iss. 3, pp. 273–295. URL: Link
Киселева И.А., Симонович Н.Е. Оценка рисков в бизнесе: предпринимательские риски // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. Вып. 3. С. 244–257. URL: Link
Samadi A.H. Institutions and Entrepreneurship: Unidirectional or Bidirectional Causality? Journal of Global Entrepreneurship Research, 2019, vol. 9, no. 3, pp. 3–16. URL: Link
Акимова О.Е. Территориальная трансформация предпринимательской мотивации // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. Вып. 2. С. 204–219. URL: Link
Кетько Н.В., Акимова О.Е. Исследование мотивационных предпочтений предпринимателей в целях развития российского малого бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 9. С. 27–38. URL: Link
Ali A., Kelley D.J., Levie J. Market-Driven Entrepreneurship and Institutions. Journal of Business Research, 2019. In press, corrected proof, available online 21 March 2019. URL: Link
Косов М.Е. Зарубежный опыт предоставления гарантий для реализации инвестиционных проектов // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. Вып. 3. С. 596–608. URL: Link
Gregory R.P. Financial Openness and Entrepreneurship. Research in International Business and Finance, 2019, vol. 48, pp. 48–58. URL: Link
Фатькин А.В., Криничанский К.В. Влияние региональной глубины банковского кредита на малое и среднее предпринимательство в России // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. Вып. 1. С. 87–102. URL: Link
Eren O., Onda M., Unel B. Effects of FDI on Entrepreneurship: Evidence from Right-to-Work and Non-Right-to-Work States. Labour Economics, 2019, vol. 58, pp. 98–109. URL: Link
Емельянов Е.В., Фризяк Н.С. Формы и направления государственной поддержки малого бизнеса (опыт США) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2018. Т. 11. Вып. 4. С. 470–484. URL: Link
Wiklund J., Nikolaev B., Shir N. et al. Entrepreneurship and Well-Being: Past, Present, and Future. Journal of Business Venturing, 2019. In press, corrected proof, available online 22 January 2019. URL: Link
Clark K., Ramachandran I. Subsidiary Entrepreneurship and Entrepreneurial Opportunity: An Institutional Perspective. Journal of International Management, 2019, vol. 25, iss. 1, pp. 37–50. URL: Link
Adler P., Florida R., King K., Mellander Ch. The City and High-Tech Startups: The Spatial Organization of Schumpeterian Entrepreneurship. Cities, 2019, vol. 87, pp. 121–130. URL: Link
Baumol W.J. Entrepreneurship: Productive, Unproductive, and Destructive. Journal of Political Economy, 1990, vol. 95, no. 5, part 1, pp. 893–921. URL: Link