Макарова И.В.доктор экономических наук, доцент, директор Института стратегических исследований, Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ), Екатеринбург, Российская Федерация makarova_iv@usue.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 8430-3747
Максимов А.Д.доктор экономических наук, профессор кафедры архитектуры и урбанистики, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Пермь, Российская Федерация amaximov@topcom.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 1954-6207
Предмет. Статья посвящена изучению специфики промышленного освоения новых территорий на примере Арктики. Цели. Разработка методологических подходов к изучению процессов промышленного освоения новых территорий с использованием элементов регионального маркетинга. Методология. Методологические аспекты исследования рассмотрены в разрезе ресурсного, институционального и сетевого подходов. В качестве инструмента формирования сетей и позиционирования промышленных объектов на осваиваемых территориях предложен региональный маркетинг. Результаты. Сформирована модель промышленного освоения территорий Арктической зоны Российской Федерации, включающая принципы построения, план пространственного размещения объектов и форму пространственной организации промышленности, описание и анализ базовых блоков, условия взаимодействия участников процесса промышленного освоения территории, критерии эффективности реализации модели. В качестве базовых блоков маркетинга территории представлены: имидж, инвестиционная привлекательность, инфраструктура, население и персонал. При определении условий взаимодействия участников процесса промышленного освоения Арктики определены типы, ключевые компетенции и зоны ответственности участников промышленного взаимодействия. В основу выбора критериев оценки эффективности реализации маркетинговой модели заложен переход от точечного к комплексному промышленному развитию регионов Арктической зоны Российской Федерации. Модель носит описательный характер и построена с использованием методов дискурсивного анализа. Выводы. Результаты исследования могут быть использованы при определении маркетинговых контуров и индикаторов результативности промышленного взаимодействия территорий Арктики с прочими регионами Российской Федерации, что позволит оптимизировать затраты участников и повысить эффективность освоения новых территорий.
Истомин А., Павлов К., Селин В. Экономика арктической зоны России // Общество и экономика. 2008. № 7. С. 158–172.
Леонов Ю. Исследования Арктики продолжаются // Наука в России. 2008. № 3. С. 104–112.
Минакир П.А., Леонов С.Н. Методологические проблемы прогнозирования развития Арктики Дальнего Востока России // Вестник МГТУ. 2014. Т. 17. № 3. С. 540–551. URL: Link
Павлов К.В., Селин В.С. Российская Арктика: современные проблемы и перспективы развития // Вісник економічної науки України. 2012. Т. 21. № 1. С. 206–211. URL: Link
Шаповалов В.Ф. Истоки и смысл российской цивилизации. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 624 с.
Юшкин Н.П. Арктика в стратегии реализации топливно-энергетических перспектив. М.: Наука, 2006. 254 с.
Полякова А.Г. Регионы нового освоения в условиях модернизации: монография. Тюмень: Ист Консалтинг, 2010. 232 с.
Веселова А.С., Казанцев А.К. Конкурентные преимущества компаний из растущих экономик: основные теоретические подходы к исследованию // Экономика и управление. 2014. № 10. С. 18–23.
Вольчик В.В. Институциональные изменения: на пути к созданию общей теории // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2012. Т. 4. № 4. С. 4–6. URL: Link
Дози Дж., Уинтер С. Интерпретация экономических изменений: эволюция, структура и игры // Журнал экономической теории. 2005. № 4. С. 5–24.
Фролов Д., Лаврентьева А., Шишков В. Маркетинг территории, институционально-эволюционная парадигма. Германия, Саарбрюккен, Palmarina Academic Publishing, 2013. 208 c.
Алексунин В.А., Байч А.Г., Гуров В.А. Маркетинговые исследования в сфере брендинга // Вестник российского государственного торгово-экономического университета. 2010. № 1(39). С. 129–134. URL: Link
Eli A., Ketter E. Media Strategies for Marketing Places in Crisis: Improving the Image of Cities, Countries and Tourist Destinations. Oxford, UK, Batterworth-Heineman, 2008, 231 р. URL: Link
Rein I., Kotler P., Haider D. Marketing Places: Attracting Investment, Industry, and Tourism to Cities, States, and Nations. New York, The Free Press, 1993.
Сачук Т.В. Основы территориального маркетинга: монография. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2004. 202 с.