Кизим А.А.доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет (КубГУ), Краснодар, Российская Федерация arko1980@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 4867-2517
Предмет. Анализ конкурентоспособности является важным составным элементом стратегического управления предприятием, где факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности, должны быть четко определены. В особенности это важно в условиях цифровой трансформации бизнеса, когда возникает и проявляется проблема неэффективности традиционных подходов и критериев оценки конкурентоспособности предприятия, а также выявления направлений формирования конкурентного преимущества. Цели. Определить место и роль развития цифровых технологий в создании устойчивого конкурентного преимущества компании в текущих рыночных условиях; исследовать существующие подходы к анализу конкурентоспособности; предложить рекомендации по составлению критериев конкурентоспособности предприятия с учетом цифровой трансформации бизнеса. Методология. Рассмотрены современные модели управления конкурентоспособностью предприятия. Использовались системный и структурно-функциональный методы при рассмотрении составляющих конкурентоспособности предприятия. Применялся метод анализа результатов теоретико-прикладных исследований в области анализа конкурентоспособности предприятия с учетом цифровизации бизнеса. Результаты. Определены и систематизированы факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий в современных рыночных условиях. Сформированы этапы построения будущей модели управления конкурентоспособностью предприятия с учетом различных факторов внешней и внутренней среды. Выводы. Анализ конкурентоспособности предприятия в текущих условиях динамичной цифровизации бизнеса является актуальной маркетинговой задачей. Критерии оценки конкурентоспособности компаний следует расширить, добавив критерии, отражающие цифровую конкурентоспособность. При этом значимость параметров оценки должна ранжироваться в соответствии с осуществлением одной из главных маркетинговых целей – создания уникального конкурентного преимущества. Также, несмотря на всеобщую цифровизацию бизнеса и экономики в целом, в рамках отдельных предприятий следует выделить особую роль в повышении конкурентоспособности маркетинговых и логистических факторов, так как в настоящее время именно в данные направления активно проникают цифровые технологии, и они непосредственно связаны с потребителями продукции.
Кизим А.А., Кайфеджан Д.П. Роль инновационных инструментов маркетинговых коммуникаций в формировании стратегии конкурентного позиционирования компаний // Экономика устойчивого развития. 2017. № 3. С. 186–192. URL: Link
Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. 715 c.
Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2017. № 24. С. 4087–4002. URL: Link
Савич Ю.А. Цифровая трансформация и влияние ее на конкурентоспособность промышленных предприятий // Экономинфо. 2018. Т. 15. № 4. С. 44–48. URL: Link
Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Моделирование добавленной стоимости в цифровом стратегическом менеджменте // Учет. Анализ. Аудит. 2018. № 5. С. 6–23. URL: Link
Андиева Е.Ю., Фильчакова В.Д. Цифровая экономика будущего, индустрия 4.0 // Прикладная математика и фундаментальная информатика. 2016. № 3. С. 214–218.
Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46–63. URL: Link
Кизим А.А., Малкова Е.М., Кайфеджан Д.П. Взаимодействие технологий маркетинга и логистики с учетом принципа cross-heightening // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 11. С. 30–37. URL: Link
Старкова Н.О., Пономаренко Л.В., Рзун И.Г. Современные аспекты функционирования логистических торгово-распределительных центров // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-1. С. 691–696.
Березовский Э.Э. Современные подходы в управлении экономическими системами на основе Lean-менеджмента и менеджмента поточных процессов // Национальные модели экономических систем: коллективная монография. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА Минэнерго России», 2019. С. 133–142.
Никулина О.В., Лим А.И. Анализ динамики развития бизнес-процессов компании АО «Данон» в условиях информатизации и цифровизации мировой экономики // Экономика устойчивого развития. 2019. № 2. С. 231–236. URL: Link
Васин Н.С. Управление устойчивостью предприятия в условиях цифровой экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 6. С. 1100–1113. URL: Link
Астафьева О.В. Особенности управления в современных условиях смены технологического уклада // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 2. С. 340–352. URL: Link
Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Цифровой инструментарий развития национального и международного бизнеса // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. Вып. 6. С. 1420–1443. URL: Link
Фролов Д.П., Лаврентьева А.В. Цифровая экономика как объект регулирования: взгляд институциональной теории // Экономически анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. Вып. 11. С. 2044–2058. URL: Link
Городнова Н.В., Пешкова А.А. Содержание и методы оценки цифрового потенциала промышленного предприятия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. Вып. 5. С. 870–896. URL: Link
Петух А.В., Сафонова М.Ф. Современный аудит в условиях цифровизации экономики: проблемы и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 10. С. 1154–1169. URL: Link