Белоусова Н.И.доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН), Москва, Российская Федерация belousova@isa.ru https://orcid.org/0000-0001-5075-6787 SPIN-код: 9500-5014
Бушанский С.П.кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт Российской академии наук (ЦЭМИ РАН), Москва, Российская Федерация dbd-s@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 8849-0128
Васильева Е.М.доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН), Москва, Российская Федерация vasileva@isa.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 9877-8430
Предмет. Моделирование сетевой инфраструктуры для оценки ее естественно-монопольных свойств и анализа возможностей в условиях реформы госрегулирования российских естественных монополий включения в управленческие процедуры потенциала соответствующих теоретико-прикладных модельных обоснований. Цели. Разработать методологические положения по оценке параметров инфраструктурных технологий с учетом сетевой специфики и намечаемых изменений российского законодательства в сфере естественных монополий с включением ряда теоретических и прикладных моделей. Методология. В продолжение авторских исследований формируется подход к моделированию более адекватных оценок параметров сетевых инфраструктурных технологий. Разрабатывается методология диагностики естественно-монопольных свойств инфраструктурных технологий с учетом неопределенности исходной информации. Определяются особенности инструментария, разрабатываемого на базе концепции функции издержек/квази-функции издержек с многопродуктовым описанием по набору видов экономической деятельности, гедонического подхода, введения в расчет оценок факторов используемых ресурсов и исследования шагов по их оптимизации/субоптимизации. Результаты. Сформулированы методологические положения по диагностике естественно-монопольных свойств, основанные на моделировании параметров сетевых инфраструктурных технологий. Проанализирована ситуация, складывающаяся в процессе структурных реформ российских естественных монополий. Выявлены направления законодательных инициатив и актуальных изменений, определяющие возможности включения в процедуры государственного управления потенциала теоретико-прикладных обоснований, в том числе авторских, связанных с синтезом моделей теории естественной монополии, моделей нелинейной оптимизации развития сетей (внегородских транспортных, электроэнергетических и др.), методов инвестиционного проектирования. Приведены некоторые результаты экспериментальных модельных расчетов с оценками влияния инвестиционной составляющей совокупных издержек на экономические характеристики инфраструктурных технологий. Получены аналитические оценки для разных сценариев развития сетевых технологий. Выводы. Предложенные методологические положения по моделированию параметров инфраструктурных технологий могут служить основой системы обоснований междисциплинарного характера для реформы госрегулирования российских естественных монополий, усиления акцентов на сетевую составляющую.
Baumol W.L., Panzar J.C., Willig R.D. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure. New York, Harcourt Brace Jovanovich, 1982, 497 p. URL: Link
Belousova N.I., Bushansky S.P., Livchits V.N., Vasilieva E.M. Modern Approaches to Natural Monopoly Identification and Regulation under Russian Economic Reform. In: A. Tavridze (ed.) Progress in Economic Research. Vol. 32. N.Y., Nova Science Publishers, 2015, pp. 39–65.
Белоусова Н.И., Васильева Е.М. Диагностика свойств сетевых инфраструктурных технологий в реформируемой системе госрегулирования российских естественных монополий // Российский экономический журнал. 2019. № 3. С. 25–35.
Wang Chiang S.J., Friedlaender A.F. Output Aggregation, Network Effects, and the Measuring of Trucking Technology. Review of Economics and Statistics, 1984, vol. 66, iss. 2, pp. 267–276. URL: Link
Левит Б.Ю., Лившиц В.Н. Нелинейные сетевые транспортные задачи. М.: Транспорт, 1972. 144 с.
Gasmi F., Laffont J.J., Sharkey W.W. The Natural Monopoly Test Reconsidered: An Engineering Process-Based Approach to Empirical Analysis in Telecommunications. International Journal of Industrial Organization, 2002, vol. 20, iss. 4, pp. 435–459. URL: Link00103-X
Caves J.W., Christensen L.R., Tretheway M.W. Economies of Density versus Economies of Scale. Why Trunk and Local Service Airline Costs Differ. RAND Journal of Economics, 1984, vol. 15, iss. 4, pp. 471–489. URL: Link
Белоусова Н.И., Бушанский С.П., Васильева Е.М., Васильев В.Б. Естественно-монопольные свойства транспортных сетей: многопродуктовые модели диагностики // Аудит и финансовый анализ. 2018. Вып. 2. С. 129–147.
Roller L.H. Proper Quadratic Cost Functions with an Applications to the Bell System. The Review of Economics and Statistics, 1990, vol. 72, iss. 2, pp. 202–210. URL: Link
Pulley L.B., Braunstein Y.M. A Composite Cost Function for Multiproduct Firms with an Application to Economies of Scope in Banking. The Review of Economics and Statistics, 1992, vol. 74, iss. 2, pp. 221–230. URL: Link
Spady R.H., Friedlaender A.F. Hedonic Cost Functions for the Regulated Trucking Industry. Bell Journal of Economics, 1978, vol. 9, iss. 1, pp. 159–179. URL: Link
Samset K., Volden G.H. Front-End Definition of Projects: Ten Paradoxes and Some Reflections Regarding Project Management and Project Governance. International Journal of Project Management, 2016, vol. 34, iss. 2, pp. 297–313. URL: Link
Фливбьорг Б., Брузелиус Н., Ротенгаттер В. Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций. М.: Альпина Паблишер, 2014. 288 с.
Красковский А., Яковлев П. Преобразование системы управления – цель или средство реформирования железнодорожного транспорта? // Вектор транспорта. 2015. № 3. С. 30–35. URL: Link
Хусаинов Ф.И. Реформа железнодорожной отрасли в России: проблемы незавершенной либерализации. М.: Наука, 2015. 272 с.
Vickerman R. Wider Impacts of Megaprojects: Curse or Cure? In: B. Flyvbjerg (ed.) The Oxford Handbook of Megaproject Management. Oxford, Oxford University Press, 2017, pp. 389–405. URL: Link
Идрисов Г.И., Пономарева Е.А. Анализ эффективности работы естественных монополий в России. М.: РАНХиГС, 2016. 80 c.
Позамантир Э.И. Вычислимое общее равновесие экономики и транспорта. Транспорт в динамическом межотраслевом балансе. М: Поли Принт Сервис, 2014. 280 с.
Swan P.F., Belzer M.H. Empirical Evidence of Toll Road Traffic Diversion and Implications for Highway Infrastructure Privatization. Public Works Management & Policy, 2010, vol. 14, iss. 4, pp. 351–373. URL: Link
Авдашева С.Б., Орлова Ю.А. Эффекты реформ тарифного регулирования естественных монополий: опыт российских электросетевых компаний // Энергетическая политика. 2014. № 4. С. 12–21.
Averch H., Johnson L.L. Behavior of the Firm under Regulatory Constraints. The American Economic Review, 1962, vol. 52, iss. 5, pp. 1053–1059.
Boyce D., Xiong Q. User-Optimal and System-Optimal Route Choices for a Large Road Network. Review of Network Economics, 2004, vol. 3, iss. 4, pp. 371–380. URL: Link
Лившиц В.Н., Володина Е.Е. Об алгоритме «наводнение» приближенного решения гладких задач нелинейного программирования с линейными ограничениями большой размерности // Экономика и математические методы. 2019. Т. 55. Вып. 4. С. 91–102. URL: Link