Бадыкова И.Р.кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-статистики и экономики Института управления инновациями, Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ), Казань, Российская Федерация Idelya.nizamova@gmail.com ORCID id: отсутствует SPIN-код: 1797-3838
Предмет. Политика по отношению к корпоративным стейкхолдерам как способ повышения финансовой результативности. Цели. Систематизация накопленных знаний по проблеме влияния стейкхолдеров на деятельность организаций. Выявление характера влияния корпоративной политики по отношению к работникам компании на финансовую результативность в условиях информационно низкоэффективного российского рынка. Методология. Использованы общетеоретические методы, включая синтез, дедукцию и индукцию, количественные и эмпирические методы, а именно анализ сбалансированных панельных данных, основанный на применении модели со случайными эффектами и модели с индивидуальными фиксированными эффектами. Результаты. В рамках работы рассмотрены теоретические концепции, определяющие основные группы стейкхолдеров и характер их взаимодействия с компаниями. Кроме того, проведено эмпирическое исследование, направленное на установление связи между социальной ответственностью организации по отношению к одной из наиболее значимых групп стейкхолдеров – персоналу, и финансовой результативностью организации. Связь между расходами на обучение и повышение квалификации персонала и бухгалтерским показателем рентабельности по EBITDA оказалась статистически незначимой. При этом значение коэффициента при основной переменной отрицательно в обеих моделях. Выводы. Интерпретация результатов проведенного эконометрического исследования должна осуществляться с учетом экономический обстановки и уровня информационной эффективности рынка. В условиях продолжительной стагнации и слабой информационной эффективности в российской экономике социальная ответственность по отношению к одной из наиболее значимых стейкхолдерских групп – работникам компании, в плане расходов на переобучение и повышение квалификации, как показывает анализ, значимого влияния на финансовую результативность не оказывает и воспринимается как уменьшающая финансовый результат статья дискреционных затрат. Однако в рамках эффективных финансовых рынков подобные расходы рассматриваются как инвестиции, которые в долгосрочной перспективе покажут свою эффективность.
Чеглакова Л.М., Батаева Б.С., Мелитонян О.А. Характерные черты социальной ответственности и этики в организациях малого и среднего бизнеса // Российский журнал менеджмента. 2018. T. 16. № 1. С. 63–94. URL: Link
Barnea A., Heinkel R., Kraus A. Corporate Social Responsibility, Stock Prices, and Tax Policy. The Canadian Journal of Economics, 2013, vol. 46, iss. 3, pp. 1066–1084. URL: Link
Navarro P. Why Do Corporations Give to Charity? The Journal of Business, 1988, vol. 61, iss. 1, pp. 65–93. URL: Link
Webb N.J. Corporate Profits and Social Responsibility: "Subsidization" of Corporate Income under Charitable Giving Tax Laws. Journal of Economics and Business, 1996, vol. 48, iss. 4, pp. 401–421. URL: Link00022-7
Preston L.E., O'Bannon D.P. The Corporate Social-Financial Performance Relationship. A Typology and Analysis. Business and Society, 1997, vol. 36, iss. 4, pp. 419–429. URL: Link
Гизатуллин А.В. Корпоративное управление, социальная ответственность и финансовая эффективность компании // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 1. С. 35–66. URL: Link
Clarkson M.B.E. A Stakeholder Framework for Analyzing and Evaluating Corporate Social Performance. The Academy of Management Review, 1995, vol. 20, iss. 1, pp. 92–117. URL: Link
Phillips R. Stakeholder Theory and Organization Ethics. San Francisco, Berrett-Koehler Publishers, 2003, 216 p.
Kaler J. Morality and Strategy in Stakeholder Identification. Journal of Business Ethics, 2002, vol. 39, pp. 91–99. URL: Link
Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Boston, Pitman, 1984, 276 p. URL: Link
Sachs S., Maurer M. Toward Dynamic Corporate Stakeholder Responsibility: From Corporate Social Responsibility Toward a Comprehensive and Dynamic View of Corporate Stakeholder Responsibility. Journal of Business Ethics, 2009, vol. 85, pp. 535–544. URL: Link
Turker D. How Corporate Social Responsibility Influences Organizational Commitment. Journal of Business Ethics, 2009, vol. 89, iss. 2, pp. 189–204. URL: Link
Turban D.B., Greening D.W. Corporate Social Performance and Organizational Attractiveness to Prospective Employees. Academy of Management Journal, 1997, vol. 40, iss. 3, pp. 658–672. URL: Link
Albinger H.S., Freeman S.J. Corporate Social Performance and Attractiveness as an Employer to Different Job Seeking Populations. Journal of Business Ethics, 2000, vol. 28, pp. 243–253. URL: Link
Beackhaus K.B., Stone B.A., Heiner K. Exploring the Relationship Between Corporate Social Performance and Employer Attractiveness. Business & Society, 2002, vol. 41, iss. 3, pp. 292–318. URL: Link
Greening D.W., Turban D.B. Corporate Social Performance as a Competitive Advantage in Attracting a Quality Work Force. Business & Society, 2000, vol. 39, iss. 3, pp. 254–280. URL: Link
Viswesvaran C., Deshpande S.P., Milman C. The Effect of Corporate Social Responsibility on Employee Counterproductive Behavior. Cross Cultural Management: An International Journal, 1998, vol. 5, iss. 4, pp. 5–12. URL: Link
Brammer S., Millington A., Rayton B. The contribution of corporate social responsibility to organizational commitment. The International Journal of Human Resource Management, 2007, vol. 18, iss. 10, pp. 1701–1719. URL: Link
Maignan I., Ferrell O.C., Hult G.T.M. Corporate citizenship: Cultural antecedents and business benefits. Journal of the Academy of Marketing Science, 1999, vol. 27, article no. 455. URL: Link
Peterson D.K. The Relationship Between Perceptions of Corporate Citizenship and Organizational Commitment. Business & Society, 2004, vol. 43, iss. 3, pp. 296–319. URL: Link
Riordan C.M., Gatewood R.D., Bill J.B. Corporate Image: Employee Reaction and Implications of Management Corporate Social Performance. Journal of Business Ethics, 1997, vol. 16, iss. 4, pp. 401–412. URL: Link
Rupp D.E., Ganapathi J., Aguilera R.V., Williams C.A. Employee Reactions to Corporate Social Responsibility: An Organizational Justice Framework. Journal of Organizational Behavior, 2006, vol. 27, iss. 4, pp. 537–543. URL: Link.
Wood D.J., Jones R.E. Stakeholder Mismatching: A Theoretical Problem in Empirical Research on Corporate Social Performance. International Journal of Organizational Analysis, 1995, vol. 3, iss. 3, pp. 229–267. URL: Link
Hansen S., Dunford B., Boss A. et al. Corporate Social Responsibility and the Benefits of Employee Trust: A Cross-Disciplinary Perspective. Journal of Business Ethics, 2011, vol. 102, iss. 1, pp. 29–45. URL: Link
Ashforth B.E., Fred M. Social Identity Theory and the Organization. The Academy of Management Review, 1989, vol. 14, iss. 1, pp. 20–39. URL: Link
Dutton J.E., Dukerich J.M., Harquail C.V. Organizational Images and Member Identification. Administrative Science Quarterly, 1994, vol. 39, iss. 2, pp. 239–263. URL: Link
Maignan I., Ferrell O.C. Measuring Corporate Citizenship in Two Countries: The Case of the United States and France. Journal of Business Ethics, 2000, vol. 23, iss. 3, pp. 238–297. URL: Link
Castaldo S., Perrini F., Misani N., Tencati A. The Missing Link between Corporate Social Responsibility and Consumer Trust: The Case of Fair Trade Products. Journal of Business Ethics, 2009, vol. 84, iss. 1, pp. 1–15. URL: Link
Barnett M.L. Stakeholder Influence Capacity and the Variability of Financial Returns to Corporate Social Responsibility. Academy of Management Review, 2007, vol. 32, iss. 3, pp. 794–816. URL: Link
Lacey R., Kennett-Hensel P. Longitudinal Effects of Corporate Social Responsibility on Customer Relationships. Journal of Business Ethics, 2010, vol. 97, iss. 4, pp. 581-597. URL: Link
Nofsinger J.R., Sulaeman J., Varma A. Institutional Investors and Corporate Social Responsibility. Journal of Corporate Finance, 2019, vol. 58, pр. 700–725. URL: Link
Laguir I., Stagliano R., Elbaz J. Does Corporate Social Responsibility Affect Corporate Tax Aggressiveness? Journal of Cleaner Production, 2015, vol. 107, pp. 662-675. URL: Link.
Erhemjamts O., Li Q., Venkateswaran A. Corporate Social Responsibility and Its Impact on Firms' Investment Policy, Organizational Structure, and Performance. Journal of Business Ethics, 2013, vol. 118, pp. 395–412. URL: Link
Rodgers W., Choy H.L., Guiral A. Do Investors Value a Firm's Commitment to Social Activities? Journal of Business Ethics, 2013, vol. 114, pp. 607–623. URL: Link
Servaes H., Tamayo A. The Impact of Corporate Social Responsibility on Firm Value: The Role of Customer Awareness. Management Science, 2013, vol. 59, iss. 5, pp. 1045–1061. URL: Link
Lins K.V., Servaes H., Tamayo A. Social Capital, Trust, and Firm Performance: The Value of Corporate Social Responsibility During the Financial Crisis. Journal of Finance, 2017, vol. 72, iss. 4, pp. 1785–1824. URL: Link
Анкудинов А.Б., Бадыкова И.Р. и др. Развитие корпоративных стратегий и технологий в российских компаниях: монография / под ред. И.Ю. Беляевой, О.В. Даниловой. М.: Финансовый университет, 2019. 387 с.
Анкудинов А.Б., Бадыкова И.Р., Марханова Е.С. Эмпирический анализ взаимосвязи расходов на повышение квалификации работников и финансовой эффективности российских компаний // Управленец. 2018. Т. 9. № 4. С. 74–83. URL: Link
Attig N., Ghoul S., Guedhami O., Suh J. Corporate Social Responsibility and Credit Ratings. Journal of Business Ethics, 2013, vol. 117, no. 4, pp. 679–694. URL: Link