Болгова Е.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления, Самарский государственный экономический университет (СГЭУ), Самара, Российская Федерация elena_bolgova@rambler.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 6894-2302
Болгов С.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС), Самара, Российская Федерация bolgov@vostok-invest.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 6930-5278
Курникова М.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления, Самарский государственный экономический университет (СГЭУ), Самара, Российская Федерация mvkurnikova@gmail.com ORCID id: отсутствует SPIN-код: 5772-0169
Предмет. Экономический анализ пространственной организации вузовской сети. Цели. Разработка методов экономического анализа пространственной организации вузовской сети на основе европейского опыта, информационных источников территориального размещения вузов. Методология. Теоретический анализ вузовской сети как пространственно локализованной системы; экономико-статистические методы выборки и группировки, построения обобщающих экономических показателей распределения, индикативный, индексный, рейтинговый методы. Результаты. Обоснованы подходы к развитию вузовской сети в рамках модели с пассивным приемом знания и модели движущей силы территориального развития. Разработано информационное обеспечение и методы экономического анализа пространственной организации вузовской сети. Предложена и апробирована методика оценки пространственной организация вузовской сети. Выводы. Современная региональная политика, стратегия социально-экономического и пространственного развития Российской Федерации требуют научного обоснования и эффективных методов анализа размещения вузовской сети по территории страны. Теоретические положения и разработка указанных методов в странах Евросоюза обосновывают эффективность европейского опыта формирования информационных источников и экономического анализа пространственной организации вузовской сети. Предлагаемые методы выборки и группировки вузов, построения обобщающих экономических показателей территориального размещения, методы индикативного, индексного, рейтингового анализа, апробированные на примере вузовской сети Франции, позволили получить оценки равномерности «университетской плотности», подтвержденные политикой этой страны. Предлагаемый комплекс методов индикативного, индексного, рейтингового анализа, используемый в оценке пространственной структуры вузовской сети, рекомендован для обоснования управленческих решений и стратегий развития высшего образования, стратегий пространственного и социально-экономического развития, политики выравнивания социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: анализ, метод, вузовская сеть, европейский опыт
Список литературы:
Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.
Guston D.H. Retiring the Social Contract for Science. Issues in Science and Technology, 2000, vol. 16, iss. 4. URL: Link
Harrison J., Turok I. Universities, Knowledge and Regional Development. Regional Studies, 2017, vol. 51, iss. 7, pp. 977–981. URL: Link
Harrison J., Smith D.P., Kinton C. Relational regions ‘in the making’: Institutionalizing new regional geographies of higher education. Regional Studies, 2017 vol. 51, iss. 7, pp. 1020–1034. URL: Link
Johnston A., Huggins R. Drivers of University-industry Links: The case of Knowledge-intensive Business Service Firms in Rural Locations. Regional Studies, 2016, vol. 50, iss. 8, pp. 1330–1345. URL: Link
Smith H.L., Keeble D., Lawson C. et al. Contrasting Regional Innovation Systems in Oxford and Cambridge. In: J. de La Mothe, G. Paquet (eds) Local and Regional Systems of Innovation. Economics of Science, Technology and Innovation, vol. 14. Springer, Boston, MA, 1998. URL: Link
Bolgova E.V., Grodskaya G.N., Kurnikova M.V. The model for meeting digital economy needs for higher education programs. In: Ashmarina S., Mesquita A., Vochozka M. (eds) Digital Transformation of the Economy: Challenges, Trends and New Opportunities. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol. 908. Springer, Cham, 2020, pp. 542–556. URL: Link
Болгова Е.В., Болгов С.А., Курникова М.В. Пространственная организация вузовской сети в мировых образовательных моделях // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. Вып. 10. С. 1412–1430 URL: Link
Kohoutek J., Pinheiro R., Čábelková I. et al. The Role of Higher Education in the Socio-Economic Development of Peripheral Regions. Higher Education Policy, 2017, vol. 30, pp. 401–403. URL: Link
Pinheiro R. Knowledge and the 'Europe of the Regions: The case of the High North. In: M. Kwiek, P. Maassen (eds). National Higher Education Reforms in a European Context: Comparative Reflections on Poland and Norway, Frankfurt, Peter Lang, 2012, pp. 179–208.
Pinheiro R. Bridging the Local with the Global: Building A New University on the Fringes of Europe. Tertiary Education and Management, 2013, vol. 19, iss. 2, pp. 144–160. URL: Link
Universities, Cities and Regions. Loci for Knowledge and Innovation Creation. Ed. by R. Capello, A. Olechnicka, G. Gorzelak. Routledge, Abingdon, 2012, 400 p.
Pugh R. Universities and Economic Development in Lagging Regions: ‘Triple Helix’ Policy in Wales. Regional Studies, 2017, vol. 51, iss. 7. URL: Link
Frenkel A., Leck E. Spatial Aspects of Education–Job Matching in Israel. Regional Studies, 2017, vol. 51, iss. 7. URL: Link
Simha O.R. The Economic Impact of Eight Research Universities on the Boston Region. Tertiary Education and Management, 2005, vol. 11, iss. 3, pp. 269–278. URL: Link
Trippl M., Sinozic T., Smith H. Lawton. The Role of Universities in Regional Development: Conceptual Models and Policy Institutions in the UK, Sweden and Austria. European Planning Studies, 2015, vol. 23, iss. 9, pp. 1722–1740. URL: Link
Goldstein H., Drucker J. The Economic Development Impacts of Universities on Regions: Do Size and Distance Matter? Economic Development Quarterly, 2006, vol. 20, iss. 1, pp. 22–43. URL: Link
Valero A., Van Reenen J. The Economic Impact of Universities: Evidence from Across the Globe. Economics of Education Review, 2019, vol. 68, pp. 53–67. URL: Link
Hanushek E., Woessmann L. Do Better Schools Lead to More Growth? Cognitive Skills, Economic Outcomes and Causation. Journal of Economic Growth, 2012, vol. 17, pp. 267–321. URL: Link
Hanushek E.A. Will More Higher Education Improve Economic Growth? Oxford Review of Economic Policy, 2016, vol. 32, iss. 4, pp. 538–552. URL: Link