Попов Е.В.доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, директор Центра социально-экономических исследований, Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (УИУ РАНХиГС), Екатеринбург, Российская Федерация epopov@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-5513-5020 SPIN-код: 9980-7417
Семячков К.А.кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований, Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (УИУ РАНХиГС), Екатеринбург, Российская Федерация k.semyachkov@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-0998-0183 SPIN-код: 3304-0614
Предмет. Экономические отношения, формирующиеся в различных направлениях хозяйственного применения цифровых платформ. В качестве объекта исследования рассмотрена современная экономика цифровых платформ в различных проявлениях хозяйственной деятельности. Цели. Систематизация принципов формирования долевой экономики в условиях развития цифрового общества. Методология. Использованы общенаучные методы исследования. Результаты. Показано, что одной из важнейших тенденций развития современной экономики является развитие цифровых платформ, представляющих собой как технологическую новацию, так и бизнес-модель, на основе которой строят свой бизнес наиболее инновационные компании, формируя при этом так называемую долевую экономику платформ. Систематизированы некоторые характерные особенности современных цифровых платформ, проанализированы принципы их создания. Отмечено, что важным фактором развития долевой экономики являются сетевые эффекты, достигаемые за счет использования цифровых платформ. Сетевой эффект характеризует влияние количества пользователей платформы на ценность, создаваемую для каждого из них. Положительный сетевой эффект заключается в способности большого сообщества платформы производить существенную ценность для каждого пользователя. Негативный сетевой эффект проявляется в вероятности того, что рост сообщества плохо организованной платформы снизит ценность для каждого пользователя. Рассмотрены различия в организации компаний традиционной экономики и компаний, основывающих свою деятельность на основе модели цифровой платформы. Выявлены некоторые особенности изменений в социально-экономических системах, вызванные развитием цифровых платформ. Рассмотрены некоторые формы организации хозяйственной деятельности, которые стали доступны благодаря платформизации экономической деятельности. Систематизированы принципы формирования долевой экономики в условиях развития цифрового общества. Выводы. Анализируемые принципы развития долевой экономики на основе цифровых платформ могут быть применены для создания моделей в целях прогнозирования трансформации экономической активности в постиндустриальном обществе.
Ключевые слова: долевая экономика, цифровая платформа, экосистема, бизнес-модель, сетевой эффект
Список литературы:
Geliskhanov I.Z., Yudina T.N. Digital Platform: A New Economic Institution. Quality – Access to Success, 2018, vol. 19(S2), pp. 20–26.
Sussan F., Acs Z.J. The Digital Entrepreneurial Ecosystem. Small Business Economics, 2017, vol. 49(1), pp. 55–73. URL: Link
Song A.K. The Digital Entrepreneurial Ecosystem – A Critique and Reconfiguration. Small Business Economics, 2019, vol. 53, pp. 569–590. URL: Link
Pînzaru F.M., Mitan A., Mihalcea A.D. Reshaping Competition in the Age of Platforms: The Winners of the Sharing Economy. In: E.M. Vătămănescu, F. Pînzaru (eds) Knowledge Management in the Sharing Economy. Knowledge Management and Organizational Learning. Cham, Springer, 2018, vol. 6. URL: Link
Nambisan S., Zahra S.A., Luo Y. Global Platforms and Ecosystems: Implications for International Business Theories. Journal of International Business Studies, 2019, vol. 50, pp. 1464–1486. URL: Link
Drahokoupil J., Piasna A. Work in the Platform Economy: Beyond Lower Transaction Costs. Intereconomics, 2017, vol. 52(6), pp. 335–340. URL: Link
Parker G. Platform Revolution: How Networked Markets Are Transforming the Economy and How to Make Them Work for You. W.W. Norton & Company, 2017, 352 p.
Hein A., Schreieck M., Riasanow T. et al. Digital Platform Ecosystems. Electronic Markets, 2019, vol. 1, pp. 87–98. URL: Link
Han J., Cho O. Platform Business Eco-model Evolution: Case Study on KakaoTalk in Korea. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 2015, vol. 1(6). URL: Link
De Reuver M., Sørensen C., Basole R.C. The Digital Platform: A Research Agenda. Journal of Information Technology, 2018, vol. 33, iss. 2, pp. 124–135. URL: Link
De Blasio E., Selva D. Implementing Open Government: A Qualitative Comparative Analysis of Digital Platforms in France, Italy and United Kingdom. Quality & Quantity, 2019, vol. 53(2), pp. 871–896. URL: Link
Buckingham Shum S., Aberer K., Schmidt A. et al. Towards a Global Participatory Platform. The European Physical Journal Special Topics, 2012, vol. 214, pp. 109–152. URL: Link
Семячков К.А. Трансформация общественного сектора в условиях цифровой экономики // Журнал экономической теории. 2018. Т. 15. № 3. С. 545–548.
Sanzo M.J., Álvarez L.I., Rey M., García N. Business–Nonprofit Partnerships: A New Form of Collaboration in a Corporate Responsibility and Social Innovation Context. Service Business, 2015, vol. 9(4), pp. 611–636. URL: Link
Nieves J., Osorio J. The Role of Social Networks in Knowledge Creation. Knowledge Management Research & Practice, 2013, vol. 11, iss. 1, pp. 62–77. URL: Link
Soto-Acosta P., Popa S., Palacios-Marqués D. Social Web Knowledge Sharing and Innovation Performance in Knowledge-Intensive Manufacturing SMEs. The Journal of Technology Transfer, 2016, vol. 42(2), pp. 425–440. URL: Link
Сивакс А.Н. Краудсорсинг как способ оптимизации функционирования предприятий // Науковедение. 2015. Т. 7. № 1. URL: Link
Cajaiba-Santana G. Social Innovation: Moving the Field Forward. A Conceptual Framework. Technological Forecasting and Social Change, 2014, vol. 82, pp. 41–51. URL: Link
Howaldt J., Schwarz M. et al. Social Innovation: Concepts, Research Fields and International Trends. Aachen, IMA/ZLW, 2010.
Попов Е., Семячков К., Симонова В. Типология моделей оценки межфирменных отношений. Проблемы теории и практики управления. 2016. № 3. С. 105–115.
Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Цифровые платформы для исследований и разработок. Информационное общество. 2017. № 6. С. 17–24. URL: Link