Предмет. Анализ поставщиков в системе государственных закупок на основе обоснованных параметров предквалификационного отбора. Цели. Тестирование гипотезы о высоких репутационных характеристиках победителей в системе государственных закупок и развитие методики оценки репутации поставщиков в целях предквалификационного отбора. Методология. Использованы общенаучные принципы и методы исследования: абстрагирование, обобщение подходов отечественных и зарубежных авторов по вопросам предквалификационного отбора и оценки репутации участников государственных закупок. Результаты. Протестирована гипотеза о том, что победителями в системе государственных закупок являются организации, обладающие высокими репутационными характеристиками. Для тестирования гипотезы рассчитаны четыре группы показателей по корпоративной, финансовой, рыночной, социальной компонентам репутации. Методика была апробирована на данных, полученных из информационных ресурсов СПАРК-Интерфакс и СПАРК-Маркетинг. Исследовались победители государственных закупок со следующими параметрами: датам начала контракта (c 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г.), предмету поставки (здания и работы по возведению зданий), региону поставки (Москва), сумме контракта (от 10 млн руб.). Выводы. Выявлено, что не все репутационные характеристики победителей государственных закупок могут быть признаны высокими. В части корпоративной компоненты – низкий уровень уставного капитала, свидетельствующий о недоверии собственников и их нежелании вкладывать капитал в бизнес; низкий удельный вес внеоборотных активов. В части рыночной компоненты – низкий темп прироста продаж, низкое значение рентабельности продаж. В части финансовой компоненты – низкая капитализация победителей, низкая доля долгосрочного заемного капитала и невысокий кредитный лимит. В части социальной компоненты – уровень налоговой нагрузки, среднее значение которого ниже среднего уровня по исследуемому виду деятельности.
Ключевые слова: государственные закупки, предквалификационный отбор, репутация
Список литературы:
Анчишкина О.В. Институциональное своеобразие контрактных отношений в контексте сделок «государство для государства» (G2G) // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 1. С. 54–69. URL: Link
Анчишкина О.В. Экономические и правовые особенности контрактных отношений как особого института российской экономики // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 3. С. 61–77. URL: Link
Ходасевич О.Н., Шаламова Е.Ю. Коррупция в сфере государственных закупок // Концепт. 2018. № 3. URL: Link.
Яковлев А.А., Ткаченко А.В., Балаева О.Н., Родионова Ю.Д. Российская система госзакупок: закон меняется, проблемы остаются // ЭКО. 2018. № 9. С. 17–38. URL: Link
Балаева О.Н., Яковлев А.А., Родионова Ю.Д., Есаулов Д.М. Трансакционные издержки в сфере госзакупок РФ: оценка на макроуровне на основе микроданных // Журнал институциональных исследований. 2018. Т. 10. № 3. С. 58–84. URL: Link
Бальсевич А.А., Подколзина Е.А. Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России // Экономический журнал ВШЭ. 2014. № 4. С. 563–585. URL: Link
Островная М.В. Влияние закупочных процедур на рентоориентированное поведение заказчиков и поставщиков: опыт России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 69–91. URL: Link
Dolla Tharun, Laishram Boeing. Prequalification in Municipal Solid Waste Management Public-Private Partnerships of India. Construction Economics and Building, 2019, vol. 19, iss. 1. URL: Link
Беликов А.Ю., Чепайкина Е.В. Особенности внедрения предквалификационного отбора подрядных организаций в строительстве // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2. С. 367–369. URL: Link
Демиденко М.В. Развитие методов оценки эффективности государственных закупок строительной продукции в контексте требований контрактной системы // Вестник гражданских инженеров. 2017. № 2. С. 291–300. URL: Link
Толстова М.В., Лаврик Т.М. Деловая репутация как критерий оценки субъектов предпринимательской деятельности в сфере закупок // Вестник Владимирского юридического института. 2019. № 3. С. 110–114. URL: Link
Алексеева Е.П. Формирование основных характеристик репутационного капитала современной российской компании // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5. URL: Link
Денисов Д.Б. Международный опыт применения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для оборонных нужд // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2018. № 3. С. 25–29. URL: Link
Когденко В.Г. Исследование системы государственных закупок: анализ недобросовестных поставщиков // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. Вып. 3. С. 430–453. URL: Link
Исмаил С., Мэлоун М., Ван Геест Ю., Диамандис П. Взрывной рост: Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать). М.: Альпина Диджитал, 2014. 237 с.
Бабичева Н.Э., Любушин Н.П., Кондратьев Р.Ю. Концепция непрерывности деятельности в оценке кредитоспособности экономических субъектов // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. Вып. 1. С. 18–37. URL: Link