Леонтьев Н.Я.кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела научно-технического развития, АО Инжиниринговая компания «АСЭ», Нижний Новгород, Российская Федерация leontievn@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 5545-5472
Плеханова А.Ф.доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация docplekhanova@gmail.com ORCID id: отсутствует SPIN-код: 9718-9922
Иванов А.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация alexey.iff@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-4299-4042 SPIN-код: 1055-4483
Иванова Н.Д.кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровой экономики, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ), Нижний Новгород, Российская Федерация lavrentievan@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 7850-0415
Предмет. Современные условия хозяйствования предъявляют новые требования к процессам формирования конкурентоспособности на корпоративном уровне, что обусловливает необходимость совершенствования основ традиционной концепции: базовой теории, принципов, критериев и способов оценивания. Значимость атомной отрасли и ее инжинирингового направления деятельности для экономики и безопасности страны и активизация иностранных конкурентов требуют дополнительных усилий науки и практики управления в области формирования корпоративной конкурентоспособности с учетом отраслевых и функциональных особенностей. Статья посвящена концептуальным основам конкурентоспособности на уровне компаний и разработке авторских предложений в области ее совершенствования. Цели. Совершенствование концепции корпоративной конкурентоспособности в соответствии с актуальными тенденциями в экономике и управлении и спецификой инжиниринговых компаний атомной отрасли. Методология. Использовались общенаучные методы исследования, приемы классификации и графической визуализации. Результаты. Систематизированы научные работы в области корпоративной конкурентоспособности, впервые выявлены их признаки: базовая теория, базовые критерии и принципы. Сформулированы недостатки имеющихся разработок и пути их устранения с учетом отраслевых особенностей и особенностей инжинирингового вида деятельности. Разработаны авторские положения концепции конкурентоспособности инжиниринговых компаний атомной отрасли с учетом внешних условий, специфики отрасли, перспективных тенденций в менеджменте, экономике и бизнесе. Введены новые понятия, в том числе «носитель конкурентоспособности», предложена их классификация в целях формирования конкурентоспособности и ее анализа. Выводы. Конкурентоспособность является непременным свойством социально-экономических систем и проявляется при определенных условиях. Специфика инжиниринговой деятельности, угрозы и вызовы атомной отрасли, тенденции в обществе, бизнесе и экологии приводят к необходимости развития основ концепции конкурентоспособности. Удовлетворение преимущественно рыночных потребностей и акцент на приоритете экономических показателей в качестве критериев оценки конкурентоспособности ограничивают область применения и функционал традиционных концепций, требуя их совершенствования.
Ключевые слова: конкурентоспособность, модель конкурентоспособности, заинтересованные стороны, инжиниринговая компания, атомная отрасль
Список литературы:
Бекетов Н.В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 11. С. 13–16. URL: Link
Леонтьев Н.Я., Иванов А.А., Иванова Н.Д. Оценка инновационного развития как составляющая оценки конкурентоспособности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 8. С. 1414–1427. URL: Link
Леонтьев Н.Я. Оценка инновационного развития инжиниринговых компаний атомной отрасли в целях повышения их конкурентоспособности // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. Вып. 5. С. 944–957. URL: Link
Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6. С. 65–79. URL: Link
Ибатуллова Ю.Т., Фазлыева Е.П. Факторы конкурентоспособности туристических фирм и показатели эффективности их функционирования // Горизонты экономики. 2017. № 6. С. 53–57.
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг и менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2010. 340 с.
Momaya K. International Competitiveness: Evaluation and Enhancement. Hindustan Publishing Co., New Delhi, 2000.
Ajitabh Ambastha, Momaya К. Competitiveness of Firms: Review of Theory, Frameworks and Models. Singapore Management Review, 2004, vol. 26, iss. 1, pp. 45–61.
Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. Harvard Business Review, 1990, iss. March-April, pp. 73–91. URL: Link
Prahalad C.K., Hamel G. The Core Competence of the Corporation. Harvard Business Review, 1990, iss. May-June, pp. 79–91. URL: Link
Комков Н.И., Романцов В.С. Прогрессивная компания: признаки и основы формирования // Проблемы прогнозирования. 2013. № 5. С. 73–89. URL: Link
Christensen C.M. The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. Boston, Massachusetts, USA, Harvard Business School Press, 1997, 179 p.
Smith S. World Class Competitiveness. Managing Service Quality, 1995, vol. 5, iss. 5, pp. 36–42. URL: Link
Dwyer L., Kim C. Destination Competitiveness and Bilateral Tourism Flows Between Australia and Korea. Journal of Tourism Studies, 2003, vol. 14, iss. 2, pp. 55–67.
Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future. Boston, Massachusetts, USA, Harvard Business School Press, 1994, 348 p.
Krugman P. What's New about the New Economic Geography? Oxford Review of Economic Policy, 1998, vol. 14, iss. 2, pp. 15–16.
Jacobus A. Sustainable Development – Historical Roots of the Concept. Environmental Sciences, 2006, vol. 3, iss. 2, pp. 83–96. URL: Link
Laplume A.O., Sonpar K. et al. Stakeholder Theory: Reviewing a Theory that Moves Us. Journal of Management, 2008, vol. 34, iss. 6, pp. 1152–1189. URL: Link
Porter M.E., Kramer M.R. The Competitive Advantage of Corporate Philanthropy. Harvard Business Review, 2002, iss. December, pp. 56–69. URL: Link