Мельников Р.М.доктор экономических наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация rmmel@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-6335-2458 SPIN-код: 3472-1666
Предмет. Изучение влияния распространения высшего образования в России на уровень доходов экономических агентов, взаимодействующих с выпускниками вузов различных профилей. Цели. Проверка гипотезы о существовании внешних эффектов распространения высшего образования в российских условиях, характеризующихся убывающей отдачей от прироста доли экономически активного населения с высшим образованием и дифференциацией отдачи от прироста численности выпускников с различными профилями образования. Методология. Для оценки внешних эффектов распространения высшего образования в России проведен регрессионный анализ данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения. Использована модель панельной регрессии c квадратичной зависимостью логарифма реальной заработной платы от доли экономически активного населения с высшим образованием, а также фиксированными эффектами населенных пунктов и временными эффектами. Результаты. Выявлено наличие положительного внешнего эффекта распространения высшего образования в российских условиях, снижающегося по мере повышения охвата высшим образованием. В наибольшей степени от распространения высшего образования в нашей стране выигрывают специалисты по профилю юриспруденции и государственного и муниципального управления. Повышение доли выпускников с высшим техническим образованием не порождает значительных положительных внешних эффектов, что обусловлено структурой российской экономики и моделью ее экономического развития, в которой на компетенции, обеспечивающие инновационное развитие промышленности, предъявляется достаточно ограниченный спрос. Выводы. Несмотря на снижение внешних эффектов инвестиций в высшее образование, решение о его получении остается вполне рациональным, поскольку частная отдача от высшего образования остается достаточно большой. Повышение внешних эффектов подготовки специалистов по профилю естественных и технических наук требует не только совершенствования учебных программ российских технических вузов, но и глубоких институциональных изменений, позволяющих сделать инновации ключевым фактором конкурентоспособности российских компаний.
Ключевые слова: инвестиции в человеческий капитал, отдача от образования, внешние эффекты, массовизация высшего образования, образовательный пузырь
Список литературы:
Дедов С.В., Шишкин А.Ф., Гордиенко Н.С. Теоретические и методологические подходы к оценке человеческого капитала // Финансы и кредит. 2008. № 22. С. 64–69. URL: Link
Клещева Ю.С. Качество трудовой жизни и инновационная активность человеческого капитала в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 4. С. 56–62. URL: Link
Кузнецов Ю.А. Человеческий капитал, производительность труда и экономический рост. II // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 44. С. 2–14. URL: Link
Lucas R.E. Jr. On the Mechanics of Economic Development. Journal of Monetary Economics, 1988, vol. 22, no. 1, pp. 3–42. URL: Link
Кузнецов Ю.А. Человеческий капитал, производительность труда и экономический рост. I // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 43. C. 2–17. URL: Link
Иноземцева Л.Н., Кликунов Н.Д. Эффективность вложений в высшее образование: определение направления исследований // Экономический анализ: теория и практика. 2003. № 7. С.19–22. URL: Link
Jovanovic B., Rob R. The Growth and Diffusion of Knowledge. The Review of Economic Studies, 1989, vol. 56, iss. 4, pp. 569–582. URL: Link
Acemoglu D. A Microfoundation for Social Increasing Returns in Human Capital Accumulation. The Quarterly Journal of Economics, 1996, vol. 111, iss. 3, pp. 779–804. URL: Link
Manning A. We Can Work It Out: The Impact of Technological Change on the Demand for Low–Skilled Workers. Scottish Journal of Political Economy, 2004, vol. 51, iss. 5, pp. 581–608. URL: Link
Mazzolari F., Ragusa G. Spillovers from High-Skill Consumption to Low-Skill Labor Markets. Review of Economics and Statistics, 2013, vol. 95, iss. 1, pp. 74–86. URL: Link
Недоспасова О.П., Барышева А.Г., Кайда А.Ю. Социальные экстерналии образовательных инвестиций: опыт стран ОЭСР // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. Вып. 4. С. 629–647. URL: Link
Разумова Т.О. Влияние высшего образования на доходы работника // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 13. С. 29–37. URL: Link
Гимпельсон В.Е. Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 129–143. URL: Link
Katz L., Murphy K. Changes in Relative Wages: 1963–1987: Supply and Demand Factors. The Quarterly Journal of Economics, 1992, vol. 107, iss. 1, pp. 35–78. URL: Link
Spence M. Job Market Signaling. The Quarterly Journal of Economics, 1973, vol. 87, iss. 3, pp. 355–374. URL: Link
Гречко М.В. «Провалы образования» как барьер развития отечественной системы образования в условиях инновационного рывка // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 17. С. 12–20. URL: Link
Гречко М.В. Человеческий капитал как интенсивный фактор развития отечественной экономики в условиях глобальных изменений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 27. С. 10–20. URL: Link
Савзиханова С.Э. Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг в сфере высшего образования // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 10. С. 39–43. URL: Link
Балацкий Е.В. Синдром аритмии реформ в системе высшего образования // Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 4. С. 111–140. URL: Link
Вержбицкий В.В. Глобальные кадровые дисбалансы и «образовательные пузыри» // Экономика образования. 2016. № 3. C. 23–43.
Натхов Т.В., Полищук Л.И. Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование // Вопросы экономики. 2012. № 10. C. 30–51. URL: Link
Mincer J. Schooling, Experience and Earnings. N.Y., Columbia University Press for the National Bureau of Economic Research, 1974, 167 p.
Rauch E.I. Productivity Gains from Geographic Concentration of Human Capital: Evidence from the Cities. Journal of Urban Economics, 1993, vol. 34, iss. 3, pp. 380–400. URL: Link
Acemoglu D., Angrist J. How Large are Human-Capital Externalities? Evidence from Compulsory-Schooling Laws. NBER Macroeconomics Annual, 2000, vol. 15, pp. 9–59. URL: Link
Moretti E. Estimating the Social Return to Higher Education: Evidence from Longitudinal and Repeated Cross-Sectional Data. Journal of Econometrics, 2004, vol. 121, iss. 1-2, pp. 175–212. URL: Link
Muravyev A. Human Capital Externalities: Evidence from the Transition Economy of Russia. Economics of Transition and Institutional Change, 2008, vol. 16, iss. 3, pp. 415–443. URL: Link
Yunling Liang, Zhiqiang Liu, Haizheng Li. Identifying Human Capital Externality: Evidence from China. Journal of Management Science and Engineering, 2016, vol. 1, iss. 1, pp. 75–93. URL: Link
Sand B.M. A Re-Examination of the Social Returns to Education: Evidence from U.S. Cities. Labour Economics, 2013, vol. 24, pp. 97–106. URL: Link
Winters J.V. STEM Graduates, Human Capital Externalities, and Wages in the U.S. Regional Science and Urban Economics, 2014, vol. 48, pp. 190–198. URL: Link rights and content
Heckman J.J. Sample Selection Bias as a Specification Error. Econometrica, 1979, vol. 47, iss. 1, pp. 153–161. URL: Link
Соболев Л.Б. Проблемы инженерного образования в России // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 7. С. 1252–1267. URL: Link
Winters J.V. Human Capital Externalities and Employment Differences Across Metropolitan Areas of the USA. Journal of Economic Geography, 2013, vol. 13, iss. 5, pp. 799–782. URL: Link
Скоблякова И.В. Инвестиции в человеческий капитал и эффекты образования // Финансы и кредит. 2006. № 23. С. 76–79. URL: Link