Попов Е.В.доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Центра социально-экономических исследований, Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург, Российская Федерация epopov@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-5513-5020 SPIN-код: 9980-7417
Симонова В.Л.кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований, Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург, Российская Федерация vlsimonova1409@gmail.com https://orcid.org/0000-0003-2814-464X SPIN-код: 2760-7620
Кайгородова С.С.студентка магистратуры, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Российская Федерация sergeevna.1997.16@gmail.com ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. Современные тенденции развития бизнеса, цифровизация, обусловленная не только технологическими, но и сложными природными факторами (пандемией COVID-19), вызвали интерес к цифровой трансформации бизнес-процессов. Появление новых способов взаимодействия продавцов и покупателей, формирование новых каналов сбыта и продвижения продукции на основе использования инструментов цифровой экономики лежат в основе совершенствования бизнес-процессов. Инструментом развития стали социальные сети, бурный рост которых обусловливает необходимость их теоретического осмысления и выявления потенциальных возможностей применения в цифровизации бизнес-процессов предприятия. Цели. Исследование роли социальных сетей в цифровизации бизнес-процессов, систематизация воздействия социальных сетей на бизнес-процессы предприятий в условиях цифровой экономики. Методология. Теоретико-методологический анализ социальных сетей как инструмента цифровизации бизнес-процессов предприятия основывался на контент-анализе отечественных и зарубежных научных исследований, сравнении, обобщении и систематизации. Результаты. На основе последовательного анализа содержания бизнес-процессов их типологизации, анализа возможностей использования социальных сетей были выделены ключевые эффекты влияния социальных сетей на бизнес-процессы компании. Показано, что цифровизация бизнес-процессов должна рассматриваться в контексте ценностного подхода, направленного на создание ценности через алгоритмизацию деятельности компании. Определено, что социальные сети являются одним из важнейших инструментов цифровизации бизнес-процессов фирмы, поскольку обладают высоким организационно-управленческим потенциалом. Систематизированы эффекты влияния социальных сетей на бизнес-процессы компании. Выводы. Значимость полученных результатов заключается в разработке теоретических положений о влиянии социальных сетей на бизнес-процессы предприятий, что позволит моделировать и систематизировать представления о развитии цифровых экосистем и формировании предпринимательских бизнес-моделей. Практическая значимость результатов состоит в систематизации эффектов влияния социальных сетей на бизнес-процессы и позволит формировать индивидуальные траектории цифровизации бизнеса.
Ключевые слова: бизнес-процесс, цифровизация, социальные сети, социальные медиа, эффекты влияния социальных сетей
Список литературы:
Каз М.С. Возникновение и развитие бухгалтерского учета // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2007. № 1. С. 16–22. URL: Link
Алексеев С.П. Эволюция структур управления организациями с 1900 года по настоящее время // Вестник науки и образования. 2015. № 1. С. 39–46. URL: Link
Кольцова О.В., Меньщикова В.И. Бизнес-процесс как основа процессного подхода в управлении // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. № 5. С. 113–118. URL: Link
Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. М.: Стандарты и качество, 2003. 272 с.
Родцевич О.Н. Определение понятия «бизнес-процесс»: история возникновения и современное представление // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2015. № 13. С. 40–48. URL: Link
Вандина О.Г. Отраслевые особенности формирования бизнес-процессов строительных организаций // Экономика устойчивого развития. 2014. № 3. С. 28–35. URL: Link
Нем Ж.А. Процессный подход: от понятийного аппарата к реализации на практике // Науковедение. 2011. № 2. URL: Link
Руденко И.В., Храменок С.Е. Теоретические аспекты сущности бизнес-процессов: управление ограничениями // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. 2013. № 3. С. 206–210. URL: Link
Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. СПб.: СПбГУ, 1997. 332 с.
Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 512 c.
Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Калинина И.А. Формирование системы цифрового управления организацией // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2019. № 6. С. 116–123. URL: Link
Аренков И.А., Смирнов С.А., Шарафутдинов Д.Р., Ябурова Д.В. Трансформация системы управления предприятием при переходе к цифровой экономике // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 5. С. 1711–1722. URL: Link
Яшин С.Н., Борисов С.А., Ягунова Н.А. Совершенствование бизнес-процессов реализации продукции промышленных предприятий на основании достижений цифровой экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 8А. С. 391–400. URL: Link
Гарифуллин Б.М., Зябриков В.В. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 9. С. 1345–1358. URL: Link
Александрова Т.В. Цифровизация как современный тренд развития менеджмента производственных организаций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2019. Т. 13. № 3. С. 137–144. URL: Link
Куликова Е.И. Модернизация бизнеса компании под влиянием цифровых технологий // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2019. № 2. С. 24–30. URL: Link
Галимова М.П. Готовность российских предприятий к цифровой трансформации: организационные драйверы и барьеры // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. 2019. № 1. С. 27–37. URL: Link
Орехова С.В. Промышленные предприятия: электронная vs. традиционная бизнес-модель // Terra Economicus. 2018. Т. 16. № 4. С. 77–94. URL: Link
Гудкова Т.В. Глобальные цепочки создания добавленной стоимости в условиях цифровизации экономики // Журнал экономической теории. 2020. Т. 17. № 1. С. 53-64. URL: Link
Попов Е.В., Власов М.В., Шишкина А.Ю. Ресурсный потенциал генерации знаний в условиях цифровой экономики // Journal of New Economy. 2019. Т. 20. № 2. С. 71–84. URL: Link
Попов Е.В., Симонова В.Л., Комарова О.В. Эффекты социальных медиа в цифровой экономике // Вестник Уральского Федерального университета. Сер.: Экономика и управление. 2019. Т. 18. № 2. С. 168-185. URL: Link
Paniagua J., Sapena J. Business Performance and Social Media: Love or Hate? Business Horizons, 2014, vol. 57, iss. 6, pp. 719–728. URL: Link
Scott K.S., Sorokti K.H., Merrell J.D. Learning ‘Beyond the Classroom’ within an Enterprise Social Network System. The Internet and Higher Education, 2016, vol. 29, pp. 75–90. URL: Link
Meske C., Wilms K., Stieglitz S. Enterprise Social Networks as Digital Infrastructures – Understanding the Utilitarian Value of Social Media at the Workplace. Information Systems Management, 2019, vol. 36, iss. 4, pp. 350–367. URL: Link
Boughzala I. Social Media and Value Creation: Exploring the Perception of Generation Y toward Corporate Social Networking Applications Use. Journal of Organizational and End User Computing, 2016, vol. 28, iss. 2, pp. 107–123. URL: Link
Истомина Е.А. Оценка трендов цифровизации в промышленности // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 12. Экономические науки. Вып. 63. С. 108–116. URL: Link
Saxton G.D., Chao Guo. Social Media Capital: Conceptualizing the Nature, Acquisition, and Expenditure of Social Media-Based Organizational Resources. International Journal of Accounting Information Systems, 2020, vol. 36, article 100443. URL: Link
Xu W., Saxton G.D. Does Stakeholder Engagement Pay Off on Social Media? A Social Capital Perspective. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 2019, vol. 48, iss. 1, pp. 28–49. URL: Link
Treem J.W., Leonardi P.M. Social Media Use in Organizations: Exploring the Affordances of Visibility, Editability, Persistence, and Association. Communication Yearbook, 2012, vol. 36, pp. 143–189. URL: Link
Сысоева Т.Л., Тимохина Г.С., Изакова Н.Б. Роль «новых медиа» в формировании коммуникационной политики бренда для поколения милленниалов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4. С. 223–226. URL: Link
Миголь Е.В. Концепция совместного создания ценности и трансформация бизнес-модели: особенности компаний, отличных по типу производства и экономического взаимодействия // Финансы: теория и практика. 2018. № 22(2). С. 160–170. URL: Link
Комаров С.В., Молодчик А.В. Трансформация маркетинга в платформенных организациях: управление поведением потребителей // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 174–188. URL: Link
Оселедчик М.Б. Негативное влияние социальных сетей на распространение знаний // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 2. С. 316–324. URL: Link
Кушков Е.А. Популяризация мессенджеров и социальных сетей в обществе и их влияние на экономику // Управление экономическими системами. 2019. № 4. URL: Link
Попов Е.В., Семячков К.А. Компаративный анализ стратегических аспектов развития цифровой экономики // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2018. Т. 13. № 1. С. 19–36. URL: Link