Клочков В.В.доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (ИПУ РАН), Москва, Российская Федерация; заместитель генерального директора, Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского», г. Жуковский, Московская область, Российская Федерация vlad_klochkov@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-4149-7562 SPIN-код: 8923-3087
Ратнер С.В.доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (ИПУ РАН), Москва, Российская Федерация lanarat@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-3485-5595 SPIN-код: 7840-4282
Рождественская С.М.начальник отдела, Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского», г. Жуковский, Московская область, Российская Федерация sonyakrupina@gmail.com ORCID id: отсутствует SPIN-код: 9663-4640
Предмет. С принятием Правительством Российской Федерации в октябре 2020 г. плана развития водородной энергетики актуализируются вопросы разработки эффективных мер поддержки внутреннего спроса на водород и технологические решения по использованию водорода в промышленности и на транспорте. Одним из перспективных транспортных секторов для использования водорода является авиация. Однако уровень готовности технологий перехода воздушного судна на электротягу и топливные элементы как бортовые источники энергии пока что слишком низок, чтобы с приемлемой точностью прогнозировать их экономические параметры, особенно в условиях высокой волатильности мировых цен на традиционные энергоресурсы и неопределенности климатической политики крупнейших индустриально развитых стран мира. Цели. Сценарное прогнозирование технологического развития системы «авиастроение и гражданская авиация» на основе ее эндогенных свойств; построение набора пороговых значений параметров внешних условий развития изучаемой системы, разделяющих области предпочтительности тех или иных альтернативных топливно-энергетических технологий. Методология. Использованы общенаучные методы исследования. Результаты. Построены границы областей цен авиакеросина и метана (технологическая развилка 1), границы областей авиакеросина и водорода (технологическая развилка 2) и границы областей цен метана и водорода (технологическая развилка 3), позволяющие определить условия, при которых переход к той или иной топливно-энергетической технологии будет экономически оправданным с учетом необходимых затрат на изменение конструкции воздушного судна. Выводы. На основе построенных карт технологических развилок показано, что переход на водород в авиации произойдет только после того, как цена метана пройдет минимум, определяемый будущим уровнем совершенства технологий его добычи и производства, а затем превысит цену водорода, в силу ограниченности легкодоступных ресурсов природного газа. Однако данный вывод сделан в предположении об отсутствии строгих мер дестимулирования углеводородной энергетики в авиационном секторе, таких как налогообложение выбросов парниковых газов, и в предположении об отсутствии эффекта масштаба производства. Эти предположения являются ограничениями разработанного подхода, которые будут устранены в дальнейших исследованиях.
Клочков В.В. Управление инновационным развитием гражданского авиастроения. М.: Московский государственный университет леса, 2009. 280 с.
Dosi G. Technological Paradigms and Technological Trajectories: A Suggested Interpretation of the Determinants and Directions of Technical Change. Research Policy, 1982, vol. 11, iss. 3, pp. 147–162. URL: Link90016-6
Anderson P., Tushman M.L. Technological Discontinuities and Dominant Designs: A Cyclical Model of Technological Change. Administrative Science Quarterly, 1990, vol. 35, no. 4, pp. 604–633. URL: Link
Hoppmann J., Anadon L.D., Narayanamurti V. Why Matter Matters: How Technology Characteristics Shape the Strategic Framing of Technologies. Research Policy, 2020, vol. 49, iss. 1, article 103882. URL: Link
Yilmaz N., Atmanli A. Sustainable Alternative Fuels in Aviation. Energy, 2017, vol. 140, part 2, pp. 1378–1386. URL: Link
Клочков В.В., Рождественская С.М. Методы формирования сценарных условий технологического развития авиастроения // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. 2018. Вып. 13. Ч. 1. С. 524–533. URL: Link
Мантуров Д.В., Алешин Б.С., Бабкин В.И. и др. Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 г. и на дальнейшую перспективу. М.: ЦАГИ, 2012. 190 с.
Ball M., Weeda M. The Hydrogen Economy – Vision or Reality? International Journal of Hydrogen Energy, 2015, vol. 40, iss. 25, pp. 7903–7919. URL: Link
Kim N., Moawad A., Vijayagopal R., Rousseau A. Impact of Fuel Cell and Storage System Improvement on Fuel Consumption and Cost. World Electric Vehicle Journal, 2016, vol. 8, iss. 1, pp. 305–314. URL: Link
Yao Lei, Yu Bin, Jiang Peng. Economic Analysis of Hydrogen Production from Steam Reforming Process. Energy Sources, Part B: Economics, Planning, and Policy, 2017, vol. 12, iss. 12, pp. 1074–1079. URL: Link
Wulf C., Reuß M., Grube T. et al. Life Cycle Assessment of Hydrogen Transport and Distribution Options. Journal of Cleaner Production, 2018, vol. 199, pp. 431–443. URL: Link