Мельников Р.М.доктор экономических наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация rmmel@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-6335-2458 SPIN-код: 3472-1666
Тесленко В.А.специалист Российско-французского центра образования и консалтинга, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация va.teslenko@igsu.ru https://orcid.org/0000-0003-1574-9359 SPIN-код: 1711-1817
Предмет. Изучение влияния изменений в образовательной структуре занятых на динамику экономического роста. Цели. Оценка влияния изменения доли занятых со средним профессиональным и высшим образованием и исследователей с учеными степенями на темпы роста российской экономики. Методология. Для оценки влияния изменения структуры человеческого капитала на динамику экономического роста проводился регрессионный анализ панельных данных российских регионов. Использованы спецификация с квадратичной зависимостью темпов экономического роста от доли занятых с высшим и средним профессиональным образованием, а также переменной взаимодействия доли исследователей с учеными степенями и объема финансирования НИОКР. Для оценки краткосрочных эффектов использована модель с фиксированными эффектами, анализ устойчивости результатов и оценка долгосрочных эффектов проводились с использованием моделей пула и со случайными эффектами. Результаты. Выявлено, что повышение доли исследователей с учеными степенями положительно и значимо влияет на экономический рост, но только при условии адекватного финансирования. Повышение доли занятых с высшим образованием до 30% сопровождается увеличением темпов роста реального ВРП в долгосрочном периоде, но дальнейшая массовизация высшего образования позитивного влияния на рост экономики уже не оказывает. Выводы. Образовательная политика, направленная на создание благоприятных условий для экономического роста, требует совершенствования образовательных программ и увеличения объемов финансирования (включая стипендиальное обеспечение) прежде всего на уровне аспирантуры. Перспективной формой подготовки кадров для российских высокотехнологичных компаний является модель «индустриальной аспирантуры», предполагающая взаимодействие вузов с индустриальными партнерами.
Ключевые слова: экономический рост, человеческий капитал, массовизация высшего образования, научный потенциал, региональное развитие
Список литературы:
Nelson R.R., Phelps E.S. Investment in Humans, Technological Diffusion and Economic Growth. Cowles Foundation Discussion Papers,1965,no. 189. URL: Link
Schultz T.W. The value of the ability to deal with disequilibria. Journal of Economic Literature, 1975, vol. 13, iss. 3, pp. 827–846. URL: Link
Acemoglu D., Autor D. What does human capital do? A review of Goldin and Katz's the Race between education and technology. Journal of Economic Literature, 2012, vol. 50, iss. 2, pp. 426–463. URL: Link
Кузнецов Ю.А. Человеческий капитал, производительность труда и экономический рост. Ч. I // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 43. С. 2–17. URL: Link
Кузнецов Ю.А. Человеческий капитал, производительность труда и экономический рост. Ч. II // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 44. С. 2–14. URL: Link
Lucas R.E. Jr. On the mechanics of economic development. Journal of MonetaryEconomics, 1988, vol. 22, iss. 1, pp. 3–42. URL: Link
Romer P.M. Endogenous technological change. Journal of Political Economy, 1990, vol. 98, iss. 5, part 2, pp. 71–102. URL: Link
Aghion P., Howitt P. A model of growth through creative destruction. Econometrica, 1992, vol. 60, iss. 2, pp. 323–351. URL: Link
Acemoglu D. A Microfoundation for Social Increasing Returns in Human Capital Accumulation. The Quarterly Journal of Economics, 1996, vol. 111, iss. 3, pp. 779–804. URL: Link
Mankiw N.G., Romer D., Weil D.N. A Contribution to the Empirics of Economic Growth. The Quarterly Journal of Economics, 1992, vol. 107, iss. 2, pp. 407–437. URL: Link
Benhabib J., Spiegel M.M. The role of human capital in economic development: Evidence from aggregate cross-country data. Journal of Monetary Economics, 1994, vol. 34, iss. 2, pp. 143–173. URL: Link90047-7
Hanusek E.A., Kimko D.D. Schooling, labor-force quality, and the growth of nations. The American Economic Review, 2000, vol. 90, iss. 5, pp. 1184–1208. URL: Link
Barro R.J. Education and economic growth. Annals of Economics and Finance, 2013, vol. 14, iss. 2, pp. 301–328. URL: Link
Rasmussen J. Skills, rules, and knowledge: Signals, signs, and symbols, and other distinctions in human performance models. IEEE Transactions on Systems, Man and Cybernetics, 1983, vol. SMC-13, iss. 3, pp. 257–266. URL: Link
Кушлин В.И., Гапоненко Н.В., Ищенко Е.Г. и др. Государственное управление научно-инновационным развитием: новое в мировой практике: монография. М.: Проспект, 2017. 272 с.
Sand B.M. A re-examination of the social returns to education: Evidence from U.S. cities. Labour Economics, 2013, vol. 24, pp. 97–106. URL: Link
Yunling Liang, Zhiqiang Liu, Haizheng Li. Identifying Human Capital Externality: Evidence from China. Journal of Management Science and Engineering, 2016, vol. 1, no. 1, pp. 75–93. URL: Link
Гречко М.В. «Провалы образования» как барьер развития отечественной системы образования в условиях инновационного рывка // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 17. С. 12–20. URL: Link
Балацкий Е.В. Синдром аритмии реформ в системе высшего образования // Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 4. С. 111–140. URL: Link
Беляков С.А., Клячко Т.Л., Полушкина Е.А. Среднее профессиональное образование: состояние и прогноз развития. М.: Дело, 2018. 47 с.
Sarrico C.S. Benchmarking Higher-Education System Performance: A Look at Learning and Teaching. In: Weingarten H., Hicks M., Kaufman A. (Eds) Assessing Quality in Postsecondary Education: International Perspectives. Queen's School of Policy Studies, 2018, pp. 125–144.
Устенко В.С. Изменения в подходах к формированию образовательной структуры человеческого потенциала в период смены технологических укладов // Горизонты экономики. 2015. № 6-2. C. 79–84.
Божечкова А.В. Эконометрическое моделирование влияния человеческого капитала на экономический рост в регионах России // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 1. C. 90–99. URL: Link
Мичасова О.В. Эмпирический анализ экономического роста и человеческого капитала в регионах России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 34. C. 23–29. URL: Link
Унтура Г.А. Оценка влияния человеческого капитала на экономический рост российских регионов в условиях финансовых ограничений // Пространственная экономика. 2019. № 1. С. 107–131. URL: Link
Канева М.А., Унтура Г.А. Взаимосвязь НИОКР, перетоков знаний и динамики экономического роста регионов России // Регион: Экономика и Социология. 2017. № 1. С. 78–100. URL: Link
Земцов С.П., Смелов Ю.А. Факторы регионального развития в России: география, человеческий капитал или политика регионов // Журнал Новой экономической ассоциации. 2018. № 4. С. 84–108. URL: Link
Мельников Р.М. Оценка внешних эффектов распространения высшего образования в российских условиях // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. Вып. 8. С. 1490–1511. URL: Link
Ramos R., Surinach J., Artis M. Regional Economic Growth and Human Capital: The Role of Over-education. Regional Studies, 2012, vol. 46, iss. 10, pp. 1389–1410. URL: Link
Čadil J., Petkovova L., Blatna D. Human capital, economic structure and growth. Procedia Economics and Finance, 2014, vol. 12, pp. 85–92. URL: Link00323-2
Anselin L. Spatial Econometrics: Methods and Models. Amsterdam, Springer, 1988, 304 p.
Elhorst J.P. Spatial Econometrics: From Cross-Sectional Data to Spatial Panels. Heidelberg, Springer, 2014, 119 p.
Partridge M.D. Does Income Distribution Affect U.S. State Economic Growth? Journal of Regional Science, 2005, vol. 45, iss. 2, pp. 363–394. URL: Link
Tselios V. Growth and Convergence in Income Per Capita and Income Inequality in the Regions of the EU. Spatial Economic Analysis, 2009, vol. 4, iss. 3, pp. 347–370. URL: Link
Mairesse J. Time-Series and Cross-Sectional Estimates on Panel Data: Why Are They Different and Why They Should Be Equal. In: Hartog J., Ridder G., Theeuwes J. (Eds) Panel Data and Labor Market Studies. New York, North Holland, 1990, pp. 81–95.
Durlauf S.N., Quah D.T. The New Empirics of Economic Growth. In: Taylor J.B., Woodford M. (Eds) Handbook of Macroeconomics, Vol. 1A. Amsterdam, Elsevier, 1999.
Borrell-Damian L., Brown T., Dearing A. et al. Collaborative doctoral education: University-industry partnerships for enhancing knowledge exchange. Higher Education Policy, 2010, vol. 23, pp. 493–514. URL: Link
Thune T. The Training of “Triple Helix Workers”? Doctoral Students in University–Industry–Government Collaborations. Minerva, 2010, vol. 48, pp. 463–483. URL: Link
Thune T. Doctoral students on the university-industry interface: a review of the literature. Higher Education, 2009, vol. 58, no. 637, pp. 637–651. URL: Link
Thune T., Boring P. Industry PhD schemes: Developing innovation competencies in firms? Journal of the Knowledge Economy, 2015, vol. 6, pp. 385–401. URL: Link