Едронова В.Н.доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) Нижний Новгород, Российская Федерация v.n.edronova@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-2694-4873 SPIN-код: 2164-1066
Предмет. В условиях цифровой трансформации общества важнейшую роль играют онлайн-курсы как форма организации основного и дополнительного образования в вузах, что определило предмет исследования. Цели. Рассмотрение видов онлайн-курсов, используемых в условиях дистанционной формы образовательного процесса, их содержания и использования вузами, анализ восприятия новых форм организации учебного процесса преподавателями и студентами, положительных и отрицательных моментов дистанционного обучения в 2020 г. Методология. Использованы статистические методы сбора данных, сводки и обобщения первичных статистических материалов, приемы анализа полученных результатов и материалов, публикуемых в научных изданиях и средствах массовой информации, обобщение опыта преподавания в дистанционном режиме. Результаты. Дана сводная оценка положительных и отрицательных сторон дистанционного режима традиционной формы обучения, участия вузов в программах массового открытого онлайн-образования, востребованности и направлений дополнительного образования молодежи Нижегородской области, государственной поддержки цифровой трансформации вузов в 2020 г. Выводы. На современном этапе цифровой трансформации образования вузы используют различные варианты реализации дистанционного обучения. Онлайн-курсы как основная форма современного вузовского образования развиваются и совершенствуются быстрыми темпами и играют важную роль в системе подготовки специалистов для национальной экономики и развитии личности.
Ключевые слова: цифровое общество, трансформация образования, онлайн-курсы
Список литературы:
Магомедова К.Т. Этапы развития электронного обучения и их влияние на появление новых технологических стандартов качества электронного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2015. Т. 7. № 2. С. 22–29. URL: Link
Горбухова М.Ю. Дистанционное обучение 2019–2020 учебного года, взгляд изнутри // Опыт и перспективы обучения иностранным языкам в Евразийском образовательном пространстве: сборник научных трудов. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2020. № 5. С. 78–88.
Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 84–101. URL: Link
Попова Л.В., Марфенин Н.Н., Пеккер П.Л. Портрет слушателя открытого онлайн-курса // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 149–155. URL: Link
Талипов С.Н., Оспанова Н.Н., Испулов Н.А. Опыт использования GITHUB и GOOGLE CLASSROOM в ДОТ для специальностей IT // Открытое и дистанционное образование. 2020. № 1. С. 5–8. URL: Link
Тюленева Е.А. Опыт организации и проведения производственной практики в вузе в период действия особого режима с использованием дистанционных образовательных технологий // Открытое и дистанционное образование. 2020. № 1. С. 47–53. URL: Link
Решетникова Е.И. Формирование SOFT SKILLS в процессе заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Открытое и дистанционное образование. 2020. № 1. С. 38–46. URL: Link
Кувшинова Е.Е. Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительстве РФ) // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 8–14. URL: Link
Олейник Е.В., Мутанова Д.А., Безенкова Т.А., Мананникова А.В. Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 69–72. URL: Link
Тюкавкин Н.М. Цифровизация образовательных процессов в вузах // Эксперт: теория и практика. 2019. № 1. С. 35–40. URL: Link
Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И Д. Фрумина. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 342 с. URL: Link
Провков Н.С., Пятилетова Л.В. Цифровые технологии в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 2. URL: Link