Предмет. Трансформации, охватившие современную экономическую науку, привели к ряду изменений в теоретических подходах к анализу фирмы, что вызывает необходимость обновления методологии исследования и пересмотра существующих теорий фирмы. Цели. Выявление и анализ методологических трудностей, препятствующих формированию единой теории на базе основных существующих в современной экономике подходов к пониманию природы фирмы. Методология. Использовались общенаучные методы познания: индуктивно-дедуктивный метод, метод научной абстракции, методы сравнения и аналогии, исторический метод. Результаты. Сделаны обзор и систематизация основных теорий фирмы. Проведенный обзор демонстрирует, что фирма является сложноустроенной структурой, полноценный анализ деятельности которой сложно осуществить в рамках одной теории. Выводы. Современные теории фирмы частично отражают запросы экономической науки и практики в отношении определения сущности фирмы, ее основных целей и общественной функции, однако тенденции к интеграции теорий и формированию единой теории фирмы пока не наблюдается.
Ключевые слова: фирма, теория фирмы, экономическая теория, методология экономической теории
Список литературы:
Клейнер Г.Б. От теории предприятия к теории стратегического управления // Российский журнал менеджмента. 2003. Т. 1. № 1. С. 31–56. URL: Link
Rajan R.G., Zingales L. Power in Theory of the Firm. Quarterly Journal of Economics, 1998, vol. 113, iss. 2, pp. 387–432. URL: Link
Johnson H.G. The General Theory after Twenty-Five Years. The American Economic Review, 1961, vol. 51, no. 2, pp. 1–17. URL: Link
Попов Е.В., Симонова В.Л. Классификация теорий предприятия // Journal of New Economy. 2003. № 6. С. 80–88. URL: Link
Уильямсон О. Фирмы и рынки // Современная экономическая мысль / под ред. Р. Вайнтрауба. М.: Прогресс, 1981.
Sautet F. An Entrepreneurial Theory of the Firm. Routledge, 2000, 204 p.
Гибадулин Р.Х., Марданова И.М. Экономическая теория фирмы предпринимательского типа: генезис и тезаурус // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9. С. 96–100. URL:Link
Estolа М. A Dynamic Theory of a Firm: An Application of 'Economic Forces'. Advances in Complex Systems, 2001, vol. 4, iss. 1, pp. 163–176. URL: Link
Schmitz P.W. Information Gathering, Transaction Costs, and the Property Rights Approach. The American Economic Review, 2006, vol. 96, iss. 1, pp. 422–434. URL: Link
Simon H.A. Organizations and Markets. The Journal of Economic Perspectives, 1991, vol. 5, iss. 2, pp. 25–44. URL: Link
Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. 192 с.
Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и в науке о поведении // Вехи экономической мысли Т. 2. Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 2000. С. 54–72.
Дженсен М.С., Меклинг У.Х. Теория фирмы: поведение менеджеров, агентские издержки и структура собственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.: Менеджмент. 2004. № 4. С. 118–191.