Мидов А.З.преподаватель кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация aslan-mid@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-3094-9693 SPIN-код: 9042-1366
Предмет. Анализ эффективности системы межбюджетных отношений и значимости финансовой самостоятельности как фактора ресурсной обеспеченности реализации стратегии развития региона. Цели. Обосновать теоретические предпосылки сложившейся системы межбюджетных взаимоотношений. Провести анализ регионов России по уровню финансовой самостоятельности. Оценить влияние уровня бюджетной обеспеченности региона с уровнем социально-экономического развития. Выявить ограничения для слаборазвитых регионов в процессе реализации стратегии развития. Методология. Использована методика оценки уровня бюджетной обеспеченности региона по показателю отношения безвозмездных трансфертов к собственным доходам консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Применялись методы группировки статистического материала, сводки и выявление стратегических тенденций из статистических наблюдений, а также аналитический и синтетический методы. В работе использовалась методология стратегирования В.Л. Квинта. Результаты. Проведена группировка регионов по уровню дотационности по показателю отношения безвозмездных поступлений к собственным доходам консолидированного бюджета Российской Федерации. Проанализированы стратегические тенденции и определены характерные признаки развития в разных группах регионов. Рассмотрены показатели уровня экономического развития в группах, а также показатели, характеризующие качество и уровень жизни населения. Прослежена взаимосвязь между уровнем финансовой самостоятельности и эффективностью реализации стратегических программ развития регионов. Результаты работы могут применяться органами власти и управления регионов для формирования стратегий развития. Выводы. Уровень бюджетной обеспеченности региона напрямую связан с наличием стратегических конкурентных преимуществ и уровнем экономического и социального развития. У регионов-лидеров появляется больше возможностей и ресурсов для успешной реализации стратегии. Тем не менее для слаборазвитых регионов наличие эффективной стратегии и правильность выбора стратегических приоритетов в условиях ограниченности ресурсов становится жизненно необходимым.
Ключевые слова: регион, стратегия, бюджетная обеспеченность, финансовая самостоятельность, региональное развитие
Список литературы:
Квинт В.Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с.
Oates W. An Essay on Fiscal Federalism. Journal of Economic Literature, 1999, vol. 37, iss. 3, pp. 1120–1149. URL: Link
Martinez-Vazquez J., McNab R. Fiscal Decentralization and Economic Growth. World Development, 2003, vol. 31, iss. 9, pp. 1597–1616. URL: Link00109-8
Tiebout C.M. A Pure Theory of Local Expenditures. Journal of Political Economy, 1956, vol. 64, iss. 5, pp. 416–424. URL: Link
Musgrave R.A. The Theory of Public Finance: A Study in Public Economy. New York, McGraw-Hill, 1959.
Brennan G., Buchanan J. The Power to Tax: Analytical Foundations of a Fiscal Constitution. Cambridge, Cambridge University Press, 1980.
Lockwood B. Fiscal Decentralization: A Political Economy Perspective. Warwick Economic Research Papers, 2005, no. 721. URL: Link
Prud'homme R. The Dangers of Decentralization. World Bank Research Observer, 1995, vol. 10, iss. 2, pp. 201–220. URL: Link
Thiessen U. Fiscal Decentralisation and Economic Growth in High‐Income OECD Countries. Fiscal Studies, 2005, vol. 24, iss. 3, pp. 237–274. URL: Link
Oates W.E. On the Evolution of Fiscal Federalism: Theory and Institutions. National Tax Journal, 2008, vol. 61, iss. 2, pp. 313–334. URL: Link
Аветисян И.А. Бюджетный федерализм и финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации // Сборник научных трудов института в 2-х т. Вологда: Вологодский политехнический институт, 1998. Т. 2. С. 126–130.
Padovano F. The Politics and Economics of Regional Transfers: Decentralization, Interregional Redistribution and Income Convergence. Cheltenham, U.K., Edward Elgar, 2007.
Shah A. A Practitioner's Guide to Intergovernmental Fiscal Transfers. In: Intergovernmental Fiscal Transfers: Principles and Practice. Washington, DC, The World Bank, 2007.
Bahl R. Conditional vs. Unconditional Grants: The Case of Developing Countries. In: General Grants versus Earmarked Grants: Theory and Practice: The Copenhagen Workshop 2009. Ed. by J. Kim, J. Lotz, N.J. Mau. The Korea Institute of Public Finance and the Danish Ministry of Interior and Health, 2010, 421 p.
Bird R., Smart M. Intergovernmental Fiscal Transfers: International Lessons for Developing Countries. World Development, 2002, vol. 30, iss. 6, pp. 899–912. URL: Link00016-5
Голованова Н.В. Межбюджетные трансферты: многообразие терминов и российская практика // Финансовый журнал. 2018. № 2. С. 24–35. URL: Link
Мидов А. З. Дифференциация регионов России по уровню стратегических конкурентных преимуществ: методологические подходы и стратегический анализ // Управленческое консультирование. 2018. № 7. С. 165–173. URL: Link
Квинт В.Л. Концепция стратегирования. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. 164 с.
Квинт В.Л. Теория и практика стратегирования. Ташкент: Тасвир, 2018. 160 с.
Алимурадов М.К. Региональные стратегии как фактор снижения неопределенности при принятии промышленными предприятиями инвестиционных решений // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 1. С. 4–17. URL: Link