Соболев Л.Б.доктор технических наук, профессор кафедры экономической теории, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) (МАИ), Москва, Российская Федерация sobolevLB@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 7442-7216
Предмет. Статья продолжает дискуссию о методике подготовки инженеров, в частности авиационных специальностей, для работы в военном и гражданском сегментах авиационной и ракетно-космической отрасли. Фактический провал проекта «прорывного» регионального лайнера SSJ100, задержка в выводе в серийное производство нового гражданского лайнера МС-21 показывают, что относительный паритет в военном авиастроении не гарантирует конкурентоспособности гражданских проектов. Это связано с тем, что оба сегмента авиационной отрасли все больше различаются на всех этапах жизненного цикла от проектирования до утилизации. Известно, что новые российские гражданские самолеты более чем наполовину комплектуются зарубежными системами, включая двигатели и авионику, что ставит на повестку дня вопрос импортозамещения из-за проблем, связанных с себестоимостью, обслуживанием и поставками комплектующих двойного назначения. Импортозамещение невозможно без повышения конкурентоспособности не только всех авиационных систем, но и качества подготовки инженеров в российских технических вузах. Цели. Совершенствование механизма подготовки российских инженеров для работы в конкурентной рыночной среде на основе анализа опыта подготовки авиационных инженеров в ведущих зарубежных технических университетах. Методология. Сравнительный анализ выполнения крупных проектов в военном и гражданском сегментах авиастроения в США и России, а также программ подготовки авиационных инженеров в обеих странах. Результаты. Анализ показал, что длительность выполнения современных крупных военных авиационных проектов в обеих странах по длительности совпадает (по стоимости такое сравнение невозможно из-за закрытости данных в России), в то время как в гражданском сегменте авиастроения отставание России является существенным как по длительности выполнения проектов, так и по результатам. Одна из причин видится в слабой подготовке авиационных инженеров для работы в конкурентной среде. Выводы. Сделан вывод о необходимости реформирования авиационных университетов России в плане соответствия мировым трендам на многодисциплинарность, дифференциацию финансирования и научно-исследовательской базы.
Ключевые слова: военные и гражданские авиационные проекты, технический университет, научно-исследовательская работа, реформирование, подготовка преподавательских и научных кадров
Список литературы:
Арефьев А.Л., Арефьев М.А. Инженерно-техническое образование в России в цифрах // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 122–131. URL: Link article/n/inzhenerno-tehnicheskoe-obrazovanie-v-rossii-v-tsifrah
Похолков Ю.П., Рожкова С.В., Толкачева К.К. Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути решения // Проблемы управления в социальных системах. 2012. Т. 4. Вып. 7. С. 6–14. URL: Link article/n/uroven-podgotovki-inzhenerov-rossii-otsenka-problemy-i-puti-ih-resheniya
Sobolev L. Russian Engineering Universities in International Ratings. UniversalJournal of Educational Research, 2020, vol. 8, no. 12A, pp. 7487–7493. URL: Link
Добрынина М.В. Политика США в отношении инженерного образования после Второй Мировой войны: реформа 1958 года и ее стратегическое значение // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8. № 4А. С. 63–70. URL: Link
Reform of Higher Education in Europe. Ed. by J. Enders, H. de Boer, D. Westerheijden. Sense Publishers, the Netherlands, 2011. URL: Link
Mei Li, Rui Yang. Governance Reforms in Higher Education: A Study of China. IIEP Research Papers, 2014, no. 9, 54 p. URL: Link
Смирнов Р. Организация в США военно-научной деятельности // Зарубежное военное обозрение. 2015. № 9. С. 32–36. URL: Link
Sobolev L. Advanced Tendencies of Russian Training in Engineering. Journal of Physics: Conference Series, 2020, vol. 1515, no. 032028. URL: Link
Симоньянц Р.П. Проблемы инженерного образования и их решение с участием промышленности // Наука и образование: научное издание. 2014. № 3. С. 394–419. URL: Link