Авилкина С.В.кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного, муниципального и корпоративного управления, Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина (РГРТУ), Рязань, Российская Федерация s.avilkina@gmail.com https://orcid.org/0000-0003-0521-9493 SPIN-код: 5525-0445
Предмет. Дифференциация регионов по динамике развития высшего образования. Цели. Разработка методологических подходов к исследованию региональной дифференциации на основе анализа численности педагогических работников университетов. Методология. В ходе исследования использовались методы теоретического обобщения, статистического анализа, структурной группировки. Результаты. Приведено описание современных подходов исследователей к выявлению роли профессорско-преподавательского состава в создании конкурентных преимуществ университета и региона. Выявлено, что тренд на снижение численности профессорско-преподавательского состава университетов существует во всех федеральных округах, но наиболее выражен в Уральском, Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах. Для периода с 2010 по 2019 г. отмечено значительное неравенство регионов по относительной величине изменения численности преподавателей вузов. Предложена дифференциация субъектов Центрального и Сибирского федеральных округов по различным основаниям, в том числе по динамике численности преподавателей в разные временные периоды. Выводы. Для мониторинга развития системы высшего образования в региональном аспекте целесообразно использовать анализ относительной величины изменения численности профессорско-преподавательского состава университетов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, с последующим выделением групп регионов, схожих по заданным параметрам. Выявление неравенства между регионами может быть использовано для обоснования разработки мероприятий компенсирующего характера. Материалы исследования могут быть применены в процессе дальнейших исследований научно-практических проблем региональной дивергенции.
Ключевые слова: региональная экономика, методология дифференциации регионов, система высшего образования, университет, профессорско-преподавательский состав
Список литературы:
Афанасьев Р.С., Богданов Л.Н., Гулидов Р.В., Леонов С.Н. «Модельные» бюджеты: последствия для субъектов Российской Федерации // Пространственная экономика. 2019. № 1. С. 134–159. URL: Link
Okun A.M. Equality and Efficiency: The Big Tradeoff. Washington, D.C., Brookings Institution, 1975, 124 p.
Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Пространственная экономика: эволюция подходов и методология // Пространственная экономика. 2010. № 2. С. 6–32. URL: Link
Ендовицкий Д.А., Бабичева Н.Э., Любушин Н.П. Использование ресурсоориентированного подхода в оценке системной сбалансированности экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 12. С. 1298–1309. URL: Link
Трейвиш А.И. Неравномерность и структурное разнообразие пространственного развития экономики как научная проблема и российская реальность // Пространственная экономика. 2019. № 4. С. 13–35. URL: Link
Перова В.И., Авагян Э.А. Нейросетевой анализ динамики показателей высшего образования в регионах Российской Федерации как фактора экономического роста страны // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2017. № 1. С. 54–60. URL: Link
Тагаров Б.Ж. Оценка пространственной концентрации в сфере высшего образования и научной деятельности в России // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 6. С. 1021–1036. URL: Link
Krugman P. Geography and Trade. Cambridge, MA, MIT Press, 1991, 142 р.
Зубаревич Н.В., Сафронов С.Г. Неравенство социально-экономического развития регионов и городов России 2000-х годов: рост или снижение? // Общественные науки и современность. 2013. № 6. C. 15–26. URL: Link
Шмидт Ю.Д., Ивашина Н.В. Оценка миграционной привлекательности территории для молодежи // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. Вып. 1. С. 58–80. URL: Link
Земцов С.П., Еремкин В.А., Баринова В.А. Факторы востребованности ведущих вузов России. Обзор литературы и эконометрический анализ // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 201–233. URL: Link
Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1. С. 133–144. URL: Link
Леонтьева Л.С., Авилкина С.В. Система высшего образования как стратегический ресурс регионального развития // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 86. С. 200–219. URL: Link
Клейнер Г.Б. Интеллектуальная экономика нового века: экономика постзнаний // Экономическое возрождение России. 2020. № 1. С. 35–42. URL: Link
Хили П. Вузы. Битва за профессуру // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 89–101. URL: Link
Фрумин И.Д., Салми Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5–45. URL: Link
Duderstadt J.J., Womack F.W. The Future of the Public University in America: Beyond the Crossroads. Academe, 2003, vol. 89, iss. 6, pp. 84–86. URL: Link
Gill R. Breaking the Silence: The Hidden Injuries of Neo-liberal Academia. In: Flood R., Gill R. (Eds) Secrecy and Silence in the Research Process: Feminist Reflections. London, Routledge, 2009. URL: Link
Романов Е.В. Угрозы кадровому потенциалу региональных вузов // Экономика региона. 2018. № 1. С. 95–108. URL: Link
Любушин Н.П., Бабичева Н.Э., Королев Д.С. Экономический анализ возможностей технологического развития России (на примере нанотехнологий) // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 9. С. 2–11. URL: Link
Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–69. URL: Link
Douglass J. The California Idea and American Higher Education. Stanford, VA, Stanford University Press, 2000.
Мау В.А. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. 2012. № 7. С. 114–132. URL: Link
Клячко Т.Л., Мау В.А. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 46–64. URL: Link