Соболев Л.Б.доктор технических наук, профессор кафедры экономической теории, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) (МАИ), Москва, Российская Федерация sobolevLB@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 7442-7216
Предмет. Статья посвящена проблеме улучшения рейтинговых показателей ведущих российских технических университетов путем их трансформации в многодисциплинарные исследовательские университеты с ограничением технических факультетов (программ) до 40–50% плана приема абитуриентов. Потребность в таком реформировании вызвана двумя обстоятельствами. Во-первых, современные высокотехнологичные отрасли (фармацевтика, робототехника, электроника, самолетостроение и др.) требуют от будущих инженеров хороших знаний не только в выбранной специальности и связанных с ней естественных дисциплинах (физика, химия, биология), но и основ экономики и промышленного дизайна. Во-вторых, несмотря на большой процент бюджетных мест на технических факультетах, именно там на первых курсах наблюдается большой отсев студентов из-за разочарования в выбранной специальности и невозможности изменения ее в рамках университета. Цели. Повышение качества инженерного образования в России, увеличение количества российских технических университетов в ведущих международных рейтингах. Методология. Исследование структуры технических университетов мирового уровня в плане дифференциации специальностей и методов повышения рейтинговых показателей. Результаты. Проведенный анализ показал, что ведущие позиции в международных рейтингах по специальности «инженерные науки и технологии» занимают многодисциплинарные исследовательские технические университеты, проводящие обучение и комплексные исследования на стыке различных наук. Выводы. Необходимо постепенное реформирование российских технических университетов в направлении соответствия мировым трендам на многодисциплинарность, дифференциацию финансирования, усиление роли научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов. Такое реформирование можно проводить как в форме усиления факультетов естественных и социальных наук, так и путем слияния отраслевых университетов различной направленности, создания сетевых структур на базе соглашений о сотрудничестве между техническими университетами и научно-исследовательскими институтами РАН.
Ключевые слова: многодисциплинарность, технический университет, междисциплинарные исследования, слияния университетов, сетевая структура
Список литературы:
Салми Д. Создание университетов мирового класса. М.: Весь Мир, 2009. 132 с.
Соболев Л.Б. Проблемы инженерного образования в России // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 7. С. 1252–1267. URL: Link
Шестопалова А.В. Сравнительный анализ статистики и методологии мировых рейтингов вузов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. Т. 9. № 1. С. 84–100. URL: Link
Кинчарова А.В. Методология мировых рейтингов университетов: анализ и критика // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2. С. 70–80. URL: Link
Медникова Т.Б., Сенашенко В.С. Инженерное образование в США (часть первая) // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 140–148. URL: Link
Деревнина А.Ю. Взаимодействие исследовательских университетов США с индустрией и бизнесом // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 4. С. 60–66. URL: Link
Ефремова Н.Ф., Месхи Б.Ч., Шведова С.В. Обеспечение качества образования в условиях европейской интеграции: монография. Ростов н/Д: ДГТУ, 2018. 175 с.
Enders J., de Boer H., Westerheijden D. Reform of Higher Education in Europe. Netherlands, Enschede, University of Twente, 2011, 28 p. URL: Link
Прохоров А.В. Современные тенденции развития высшего образования в странах Азии // Гаудеамус. 2015. № 2. С. 52–56. URL: Link
Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 227–246. URL: Link
Гусев А.Н., Кашфуллина К.Р., Насонов К.А. Реформы высшего образования в Китае и Республике Корея: использование зарубежного опыта в модернизации системы // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 1. С. 124–149. URL: Link
Agasisti T., Egorov A., Maximova M. Do Merger Policies Increase Universities’ Efficiency? Evidence from a Fuzzy Regression Discontinuity Design. Applied Economics, 2021, vol. 53, iss. 2, pp. 185–204. URL: Link
Меликян А.В. Слияния и присоединения вузов в России и за рубежом // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 134–142. URL: Link
Аблажей А.М. Тенденции взаимодействия академической науки и высшего образования в современных условиях // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6. № 3. С. 29–37. URL: Link
Шмелева Е.Д., Фрумин И.Д. Факторы отсева студентов инженерно-технического профиля в российских вузах // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 110–132. URL: Link