Бром А.Е.доктор технических наук, профессор кафедры промышленной логистики, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация abrom@bmstu.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 3110-1259
Самойлова И.А.старший преподаватель кафедры высшей математики, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация irinas@bmstu.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 3897-0658
Предмет. Интерес к использованию цифровых платформ и экосистем неуклонно растет. Разнообразие подходов к типизации и кластеризации платформенных решений продиктовано прежде всего вопросами внутренней организации и эффективности реализуемых при этом бизнес-моделей. Объединяющим основанием разных типов бизнес-моделей платформ и их основным преимуществом является существенный объем генерируемых данных. Если рассматривать концепцию платформы с точки зрения потребителей, то базовое определение может быть расширено путем включения в него аспектов формирования ценности. Можно говорить, что цифровая платформа имеет ту или иную ключевую компетенцию и подходить к анализу природы платформ и экосистем следует с позиций маркетинга и трансформации его функций. Цели. Исследование возможностей конструирования платформ и экосистем на базе существующих информационных продуктов применительно к отраслям информационной экономики. Методология. В процессе исследования использовался системный подход в качестве общеметодологического принципа решения взаимосвязанных задач моделирования. Результаты. Несмотря на устоявшееся мнение, что именно внешние платформы являются более конкурентоспособными за счет усиления сетевого эффекта и открытости, внутренние цифровые платформы (реализуемые в рамках отдельных компаний) и порождаемые ими экосистемы могут стать важнейшими факторами успешного функционирования предприятии? малого и среднего бизнеса. При этом может успешно существовать конструкция, когда на базе платформы-лидера формируется отраслевая экосистема. Приведены примеры реализации таких решений для российских информационных компаний. Выводы. Построение платформы на базе выделенного ядра в виде существующего информационного продукта при совпадении интересов ее владельца с вызовами соответствующего рынка обеспечивает долгосрочную конкурентоспособность платформенных решений при различных форматах конкретной архитектуры.
Ключевые слова: цифровая платформа, бизнес-модель, цифровая экономика, модели платформ, экосистемы
Список литературы:
Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 6. С. 22–36. URL: Link
Купревич Т.С. Цифровые платформы в мировой экономике: современные тенденции и направления развития // Економічний вісник університету. 2018. № 37-1. С. 311–318. URL: Link
Стеблюк И.Ю. Типизация платформенных концепций // Инновации и инвестиции. 2020. № 2. С. 93–96. URL: Link
Шабанов А.П. Инновационное управление цифровыми платформами в экономике знаний // Системы управления, связи и безопасности. 2018. № 3. С. 106–135. URL: Link
Бекбергенева Д.Е. Процесс трансформации цифровой платформы организации в цифровую экосистему // Вектор экономики. 2020. № 7. URL: Link
Гильяно А.А., Мозолева Н.В. Бизнес-модели компаний на основе цифровых платформ в современной экономике // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 12. С. 7–10.
Дашков А.А., Черникова Е.С. Исследование влияния цифровых платформ на бизнес-модель организации // E-Management. 2021. Т. 4. № 1. С. 48–57. URL: Link
Срничек Н. Капитализм платформ. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 128 с.
Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Цифровые платформы как новый экономический агент в открытой модели экономики // Друкеровский вестник. 2019. № 2. С. 5–13. URL: Link
Комаров С.В., Молодчик А.В. Трансформация маркетинга в платформенных организациях: управление поведением потребителей // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 174–188. URL: Link
Muegge S. Platforms, Communities and Business Ecosystems: Lessons Learned about Technology Entrepreneurship in an Interconnected World. Technology Innovation Management Review, 2013, vol. 3, iss. 2, pp. 5–15. URL: Link
Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. М.: Альпина, 2011. 288 c.
Конопатов С.Н., Салиенко Н.В. Анализ бизнес-моделей на основе платформ // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 1. С. 21–32. URL: Link
Zuboff S. Big Other: Surveillance Capitalism and the Prospects of an Information Civilization. Journal of Information Technology, 2015, vol. 30, iss. 1, pp. 75–89. URL: Link
Кузнецова С.А., Маркова В.Д. Проблемы формирования бизнес-экосистемы на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С // Инновации. 2018. № 2. С. 55–60. URL: Link
Канунникова Е.А., Лошкарев А.В. Цифровизация юридической профессии: угрозы и возможности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 10-3. С. 103–105. URL: Link
Метелицкая Ю.В. Деятельность производителей справочно-правовых систем в процессе цифровизации // Вопросы российской юстиции. 2021. № 11. URL: Link
Бром А.Е., Самойлова И.А. Проблемы математического моделирования рынка информационно-правового обеспечения // Фундаментальные исследования. 2020. № 12. С. 22–26. URL: Link
Самойлова И.А. Специфика рынка информационно-правового обеспечения как перспективного объекта математического моделирования // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 127–131. URL: Link