Грачева М.В.кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, Москва, Российская Федерация mgracheva@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-6215-6559 SPIN-код: 4779-8130
Аукуционек С.П.кандидат экономических наук, руководитель Центра по изучению переходной экономики, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, Москва, Российская Федерация nina-vladi@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-1173-2800 SPIN-код: 3444-2538
Предмет. Особенности предпринимательских опросов, проводимых подразделениями ведущих научных институтов ФРГ и РФ. Цели. Исследование специфики опросной статистики германского ифо-института и Российского экономического барометра на основе анализа связи опросов с прогнозированием, параметров баз данных и главных индикаторов опросов. Методология. Использовались методы логического и статистического анализа. Результаты. Рассмотрены основные характеристики респондентских баз, вопросы использования опросных показателей для составления конъюнктурных прогнозов, размерность баз данных (тематика и уровни агрегирования, определяющие количество генерируемых временных рядов), аналитические инструменты для исследования конъюнктуры, главные показатели опросной статистики и особенности показателя лимитирующих факторов производства. Выводы. Выявлены основные различия предпринимательских опросов Российского экономического барометра от опросов мюнхенского института экономических исследований. Первые уступают вторым по числу компаний-респондентов, уровней агрегирования в базе данных, публикуемых журналов и бюллетеней, а по количеству тем в базе данных, напротив, первые опережают вторых. Важнейшее достижение германского ифо-института заключается в разработке постоянно действующего главного индикатора, ставшего основой надежного конъюнктурного прогнозирования в Германии – индекса делового климата, рассчитываемого на базе индекса текущего состояния дел и индекса ожиданий на шесть месяцев вперед.
Ключевые слова: предпринимательские опросы, индекс делового климата, прогноз развития конъюнктуры, база данных
Список литературы:
Wohlrabe K. Das ifo Geschӓftsklima. ifoHandbuch der Konjunkturumfragen, 2020, no. 88, pp. 111–115. URL: Link
Wollmershäuser T., Göttert M., Grimme C. et al. ifo Konjunkturprognose Winter 2020: Das Coronavirus schlägt zurück – erneuter Shutdown bremst Konjunktur ein zweites Mal aus. URL: Link
Wollmershäuser T., Göttert M., Grimme C. et al. ifo Konjunkturprognose Frühjahr 2021: Deutsche Wirtschaft taumelt in die dritte Coronawelle. ifo Schnelldienst digital, 2021, no. 9, pp. 1–13. URL: Link
Wohlrabe K., Wollmershäuser T. Zwei neue Analysewerkzeuge für die ifo Konjunkturumfragen: Die neue ifo Konjunkturuhr und die ifo Heatmap. ifo Schnelldienst, 2021, vol. 74, no. 3, pp. 51–55. URL: Link
Brandt P. Sonderfragen in den ifo Konjunkturumfragen. ifo Beitrӓge zur Wirtschaftsforschung, 2020, no. 88, pp. 103–109. URL: Link
Litsche S., Sauer S. ifo Konjunkturumfrage im Verarbeitenden Gewerbe: Konjunkturelle Hochlage führt zu Engpässen. ifo Schnelldienst, 2018, no. 23, pp. 29–31. URL: Link