Предмет. Верификация, внутренний контроль бизнес-процессов страховщика в условиях снижения численности страховых компаний, а также трансформации экономических процессов, связанных с развитием информационных технологий, выступают актуальными темами последних лет. Исследование посвящено сущностным концептуальным, методологическим положениям внутреннего контроля бизнес-процессов и его развитию. Цели. Описать бизнес-процессы для понимания мероприятий и их последовательности в деятельности страховой организации; исследовать контрольные процедуры, используемые внутренним контролем бизнес-процессов страховщика; определить показатель силы контрольной процедуры и оптимизировать внутренний контроль страхового бизнеса. Методология. Использованы экономико-математические методы, методы группировки, статистического исследования, экономического анализа, сопоставление. Результаты. Подробно описаны бизнес-процессы страховой организации, привязка контрольных процедур к каждому бизнес-процессу, определены веса контрольных процедур в том или ином бизнес-процессе. Расширенное описание бизнес-процессов в страховом бизнесе в разрезе контрольных процедур позволило произвести расчет показателя силы процедуры контроля страховщика. Выводы. Эффективность бизнес-процессов страховой организации во многом зависит от контрольной деятельности страховщика. Оптимально выбранные контрольные процедуры, наиболее приемлемые для конкретного процесса, представляют собой оптимизацию внутреннего контроля страховой деятельности.
Ключевые слова: бизнес-процесс, контрольные процедуры, удельный вес, показатель силы, внутренний контроль
Список литературы:
Булыга Р.П., Мельник М.В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 263 с.
Богатая И.Н., Ковалева В.И. Исследование особенностей бизнес-процесса «продажи» в коммерческих организациях и основных тенденций развития его внутреннего контроля и аудита // Вестник евразийской науки. 2021. Т. 13. № 2. URL: Link
Кеворкова Ж.А., Иванов Р.А. Внутренний контроль бизнес-процессов федерального казначейства: монография. М.: Копи Принт, 2013. 238 с.
Никулина Н.Н., Березина С.В., Шашкина М.Е. Дигитализация – одно из направлений цифровизации страхового рынка // Страховое дело. 2020. № 3. С. 57–62. URL: Link
Болдырев М.М., Дьячкова А.В., Цыганов А.А. Повышение конкурентоспособности страховых организаций на основе централизованных бизнес-процессов: монография. М.: Русайнс, 2015. 132 с.
Мельник М.В. Роль учетно-контрольных и аналитических процессов в развитии системы управления экономических субъектов // Вопросы региональной экономики. 2016. № 1. С. 122–132. URL: Link
Рожнова О.В. Современные тенденции развития финансовой отчетности // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5. № 2. С. 26–35. URL: Link
Тургаева А.А. Методика функционирования бизнес-процессов в страховой компании с выделением ключевых направлений деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. Вып. 11. С. 1269–1290. URL: Link
Никулина Н.Н., Березина С.В., Шашкина М.Е. Страховой андеррайтинг и аудит договоров страхования туристов // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 2. С. 287–295. URL: Link
Дворецкая В.В., Эрендженова С.В. Организация внутреннего контроля бизнес-процесса урегулирования убытков в перестраховочных компаниях // Хроноэкономика. 2019. № 3. С. 81–88. URL: Link