Ратнер С.В.доктор экономических наук, главный научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук, Москва, Российская Федерация lanarat@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-3485-5595 SPIN-код: 7840-4282
Шапошников А.М.кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры международной коммерции, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация horen25@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-3720-2725 SPIN-код: 7451-6291
Предмет. Текущая ситуация турбулентности в экономике актуализирует исследования в области прогнозирования изменений моделей потребительского поведения в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Цели. Прогноз потребительского поведения для идентификации потенциальных точек роста малого и среднего бизнеса в сфере торговли и услуг. Методология. Методологической основной исследования выступает поведенческая экономика, которая в противовес классической и неоклассической экономике отрицает рациональность в потребительском поведении и рассматривает такие факторы потребительского поведения как эмоции, привычки, когнитивные ограничения, воспоминания о пережитых экономических кризисах. Экономические кризисы рассматриваются как важнейший фактор потребительского поведения. Информационную базу исследования составили аналитические отчеты Cerulli Associates, Profi Online Research, PricewaterhouseCoopers, Euromonitor International и исследовательской компании Ipsos, разработавшей и использующей в своем анализе методологию расчета глобального индекса потребительского доверия. Результаты. Проведен анализ основных трендов потребительского поведения в 2022 г. в России в условиях ужесточения санкций, глобального сбоя поставок, других кризисных явлений с позиции имеющихся знаний об устойчивых формах реакции российских потребителей на кризисные явления в экономике. Как основные тренды изменения потребительского поведения, определяющие возможности для бизнеса, выделены снижение лояльности к брендам, расширение онлайн-торговли на категорию лиц старше 60 лет, снижение спроса на экопродукцию и рост финансовой грамотности, сопровождающийся ростом требовательности к справедливому соотношению цены и качества. Выводы. Кризисы серьезно влияют на временные рамки потребительского планирования. Во время кризиса эти рамки очень сокращены и размыты. Рассчитывая уровень потребления в первые месяцы пандемии мало кто мог предполагать, что будут вторая, третья и последующие волны, что ограничения продлятся так долго, а некоторые из них останутся с нами навсегда. Сейчас потребители исходят из еще большей неопределенности.
Воронина Л.А., Шапошников А.М. Научные подходы и генезис методологии поведенческой экономики // Экономика: теория и практика. 2019. № 3. С. 3–11.
Malmendier U.M. Experience Effects in Finance: Foundations, Applications, and Future Directions. CEPR Discussion Paper,2021, no. 16373. URL: Link
Malmendier U., Nagel S. Learning from Inflation Experiences. The Quarterly Journal of Economics, 2016, vol. 131, iss. 1, pp. 53–87. URL: Link
Антонова Н.В., Кумар А., Солорева М.А. Восприятие отечественного и зарубежного брендов одежды российскими потребителями // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 3. URL: Link
Дубовик М.В., Шапошников А.М. Влияние пандемии COVID-19 и карантина на потребительское поведение в России // Друкеровский вестник. 2021. Вып. 3. С. 146–166. URL: Link
Шапошников А.М. Потребительское восприятие вакцинации против коронавируса // Экономический вестник ИПУ РАН. 2021. Т. 2. № 3. URL: Link
Матковская Я.С. Под влиянием «коронакризиса»: некоторые изменения ландшафта рынков и архитектуры маркетинга и актуализация «интеллигентного маркетинга»// Экономический вестник ИПУ РАН. 2021. Т. 2. № 2. URL: Link
Milton F. A Theory of the Consumption Function. Princeton University Press, 1957.