Предмет. Юнит-экономика – новая для российской практики управленческая технология. Это метод экономического моделирования, используемый для планирования прибыльности бизнес-модели путем оценки эффективности единицы товара (услуги) или одного клиента. Показатели юнит-экономики направлены на развитие бизнес-модели организации, формирование информации о перспективах развития организации. Метрики юнит-экономики позволяют обосновать оптимальное направление инвестирования средств – в привлечение новых клиентов (посредством увеличения рекламных расходов) или в промо-акции, направленные на удержание уже привлеченных клиентов и увеличение числа сделок с ними. Цели. Раскрыть теоретические основы и выявить специфические особенности, свойственные системе юнит-экономики. Определить экономическое содержание показателей системы и взаимосвязь между ними. Проиллюстрировать практические подходы к применению юнит-экономики на базе кейса, иллюстрирующего деятельность сети гипермаркетов. Обосновать связь юнит-экономики с системой управленческого учета. Методология. Применялись общенаучные методы: системный подход, сравнение, метод систематизации и обобщения данных, исторический анализ. Кроме того, использовались конкретно-научные методы логического обобщения и системного рассуждения, а также аналитический инструментарий прогнозирования. Результаты. Определены исторические предпосылки зарождения юнит-экономики. Выявлены методологические особенности юнит-экономики, оформившие ее в самостоятельную управленческую технологию. Раскрыто экономическое и управленческое значение показателей юнит-экономики. Выводы. Прорывные управленческие технологии, к числу которых следует отнести и юнит-экономику, зарождаются и становятся востребованными в период кризисных явлений и неопределенной макроэкономической среды. Появление юнит-экономики связано с кризисом в США в 2000 г., вызванным экономическим пузырем доткомов. Выявление методологических и организационных особенностей юнит-экономики позволило трактовать ее как инструмент управленческого учета.
Ключевые слова: юнит-экономика, управленческий учет, бизнес-модель организации, управленческие технологии
Список литературы:
Жукова О.В. Страхование спортсменов. Субъективный подход и объективный анализ риска // Экономика и предпринимательство. 2021. № 3. С. 1025–1028.
Иванов В.Г. Unit-экономика российских политических партий: политический консьюмеризм и идеологический фактор // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2021. Т. 8. № 3. С. 223–228. URL: Link?
Боровко Ю.Г., Ермашевич Н.С. Возможности применения модели юнит-экономики к анализу деятельности субъектов малого предпринимательства и обоснованию целесообразности диверсификации бизнеса // Вектор экономики. 2019. № 11. URL: Link economicsmanagement/Borovko_Ermashkevich2.pdf
Берлизев А.К. Комплексная оценка проектов малых инновационных предприятий при вузах в условиях цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 3. Ч. 2. С. 146–152. URL: Link&
Давиденко Л.М., Линьши Сюй. Юнит экономика в секторе молодежного предпринимательства: принципы, методы реализации // Вестник инновационного евразийского университета. 2020. № 4. С. 76–84. URL: Link
Васильева Е.В., Лосева В.В. Воронка онлайн-продаж как аналитический инструмент управления эффективностью бизнеса // Управление. 2019. Т. 7. № 3. С. 63–74. URL: Link?
Романчук А.А. Роль юнит-экономики при диджитализации бизнеса // Молодой ученый. 2020. № 26. С. 127–129. URL: Link?