Предмет. Ресурсные возможности национальной экономики и реальное состояние многих отечественных предприятий не позволяют в полной мере использовать уже апробированные технологии и/или разработать собственные. Поэтому в условиях дефицита ресурсов особую актуальность приобретает значимость процессов стратегирования цифровой трансформации, позволяющих рационально синхронизировать процессы преобразований и выявить действительно приоритетные направления развития, для чего необходима доступная и понятная методика. Цели. Разработка и обоснование методических подходов к оценке уровня цифровой зрелости предприятия и его готовности к осуществлению проектов цифровой трансформации. Методология. Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды зарубежных и отечественных ученых, ведущих консалтинговых компаний в области теории управления, теории стратегирования и инновационного менеджмента. Результаты. Проведен комплексный анализ существующих зарубежных и отечественных методик по оценке цифровой зрелости предприятий и их готовности к цифровой трансформации, на основе которого предложен авторский подход к оценке. Выводы. Разработанные принципы оценки предполагают выделение пяти базовых функциональных областей деятельности предприятия и соответствующих им критериев, выполнение которых позволит сформировать задел для успешной реализации проекта цифровой трансформации, обоснованно определив приоритеты, цели и задачи.
Ключевые слова: бизнес-процессы, цифровая зрелость, система управления, уровень цифровизации, цифровая трансформация
Список литературы:
Ефанов В.А. Индустрия 4.0. Стратегирование цифровой трансформации. Новосибирск: Академиздат, 2021. 152 с.
Бабанова Ю.В., Орлов В.М., Антонян Р.С. Гибкие технологии управления предприятием в условиях цифровизации экономики // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 6. С. 61–66. URL: Link %E2%84%96%206%20(216)%20-%202018.pdf
Бодрунов С.Д. Реиндустриализация в условиях новой технологической революции: дорога в будущее // Управленец. 2019. Т. 10. № 5. С. 2–8. URL: Link
Малышев Е.А., Микрюкова М.Ю., Романов В.А., Хубулова В.В. Цифровые технологии в контексте управления производственной инфраструктурой предприятия // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. № 5. С. 114–112. URL: Link
Пинчук В.Н., Журавлев Д.М. Предприятие. Технологии и экономика цифровой трансформации. Новосибирск: Академиздат, 2020. 216 с.
Исаев Е.А., Коровкина Н.Л., Табакова М.С. Оценка готовности ИТ-подразделения компании к цифровой трансформации бизнеса // Бизнес-информатика. 2018. № 2. С. 55–64. URL: Link
Попов И.В., Киселева М.М., Яковлева Е.А. Цифровые модели управления предприятием // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2019. № 3. С. 58–64. URL: Link
Чаадаев В.К. Процессный подход к управлению предприятиями связи // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2007. Т. 2. № 3. С. 99–106.
Ананьин В.И., Зимин К.В., Лугачев М.И. и др. Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность // Бизнес-информатика. 2018. № 2. С. 45–54. URL: Link
Галимова М.П. Готовность российских предприятий к цифровой трансформации: организационные драйверы и барьеры // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 1. С. 27–37. URL: Link
Долганова О.И., Деева Е.А. Готовность компании к цифровым преобразованиям: проблемы и диагностика // Бизнес-информатика. 2019. № 2. С. 59–72. URL: Link
Davenport T.H., Westerman G. Why so many high-profile digital transformations fail. Harvard Business Review, 2018, March 9. URL: Link
Obwegeser N., Yokoi T., Wade M., Voskes T. 7 Key Principles to Govern Digital Initiatives. MIT Sloan Management Review, 2020, vol. 61, no. 3. URL: Link
Пурлик В.М. Интеллектуальный капитал как ключевой фактор развития компаний в экономике знаний // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2018. № 1. С. 92–95. URL: Link
Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития. π-Economy, 2017. Т. 10. № 3. URL: Link
Gollenia L., Uhl A., Giovanoli C. Next Generation IT Strategy: Approaching the Digital Enterprise. 360° – The Business Transformation Journal, 2012, pp. 32–49. URL: Link_ Next_Generation_IT_Strategy_Approaching_the_Digital_Enterprise
Valdez-de-Leon O. A Digital maturity model for telecommunications service providers. Technology Innovation Management Review, 2016, vol. 6, iss. 8, pp. 19–25. URL: Link