Предмет. Анализ преимуществ и проблемных аспектов внедрения иммерсивных технологий при общении продавца и потенциального или реального потребителя; изучение форм применения иммерсивных технологий в современных условиях в России и за рубежом. Цели. Мониторинг современного состояния рынка иммерсивных технологий в России и мире. Анализ основных особенностей инструментов виртуальной, дополненной, расширенной и смешанной реальностей. Изучение данных объема отечественного и зарубежного рынка продуктов с иммерсивными технологиями, реальных и прогнозируемых показателей роста числа пользователей, доходов потребительского рынка инновационных технологий. Методология. Использованы методы статистики, системный анализ, обобщение. Теоретической и практической основой исследования стали материалы зарубежных консалтинговых и аналитических агентств Statista, Gartner, International Data Corporation, ARtillery Intelligence, Orbis Research, а также российских «ТМТ Консалтинг», TАdviser, статьи специалистов в области компьютерных технологий, цифровой экономики, геймификации, предпринимательства, управленческого консультирования, интерактивного маркетинга. Результаты. Структурирован инструментарий реализации технологии расширенной реальности. Сформулированы преимущества, недостатки и сдерживающие факторы развития иммерсивных технологий на российском рынке электронной коммерции. Представлены перспективные области для реализации иммерсивных технологий в России. Выводы. В современных условиях особую актуальность приобретает применения новейших иммерсивных технологий для выработки грамотной маркетинговой стратегии, повышения конкурентоспособности электронного бизнеса российских компаний в условиях преодоления постпандемийной стагнации и глобального стремления к цифровизации. При этом важна государственная поддержка внедрения иммерсивных технологий среди отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений.
Ключевые слова: иммерсивные технологии, электронная коммерция, технологии расширенной реальности, технологии виртуальной реальности, омниканальная розничная торговля
Список литературы:
Долгих Е.Ю. Анализ состояния рынка продуктов с иммерсивными технологиями и перспективы его развития // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 12. C. 2705–2720. URL: Link
Кунцман А.А. Построение эффективной архитектуры предприятия как необходимое условие адаптации к цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. 2018. № 4. C. 753–770. URL: Link
Громов Н.Д., Сапрыкин Д.А. Существующие технологии иммерсивной реальности на современном рынке // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2021. № 4. URL: Link
Serrano B., Banos R.M., Botella C. Virtual reality and stimulation of touch and smell for inducing relaxation: A randomized controlled trial. Computers in Human Behavior, 2016, vol. 55, part A, pp. 1–8. URL: Link
Haupt C., Huber A.B. How axons see their way – Axonal guidance in the visual system. Frontiers in Bioscience-Landmark (FBL), 2008, vol. 13, iss. 8, pp. 3136–3149. URL: Link
Pererva P., Nazarenko S. et al. Formation of economic and marketing prospects for the development of the information services market. Eastern European Journal of Enterprise Technologies, 2021. vol. 6, iss. 13, pp. 6–16. URL: Link
Suh A., Prophet J. The state of immersive technology research: A literature analysis. Computers in Human Behavior, 2021, vol. 86, pp. 77–90. URL: Link
Cowan K., Ketron S. A dual model of product involvement for effective virtual reality: The roles of imagination, co-creation, telepresence, and interactivity. Journal of Business Research, 2019, vol. 100, pp. 483–492. URL: Link
Xiaojun Fan, Xinyu Jiang, Nianqi Deng. Immersive technology: A meta-analysis of augmented/virtual reality applications and their impact on tourism experience. Tourism Management, 2022, vol. 91, pp. 86–96. URL: Link
Flavian C., Ibanez-Sanchez S., Orus C. The impact of virtual, augmented and mixed reality technologies on the customer experience. Journal of Business Research, 2019, vol. 100, pp. 547–560. URL: Link
Koivisto J., Hamari J. The rise of motivational information systems: A review of gamification research. International Journal of Information Management , 2019, vol. 45, pp. 191–210. URL: Link
Nannan Xi, Juho Hamari. Shopping in virtual reality: A literature review and future agenda. Journal of Business Research, 2021, vol. 134, pp. 37–58. URL: Link
Kung Wong Lau, Pui Yuen Lee. Shopping in virtual reality: A study on consumers' shopping experience in a stereoscopic virtual reality. Virtual Reality, 2019, vol. 23, pp. 255–268. URL: Link
Rodriguez-Cano S., Delgado-Benito V., Ausin-Villaverde V. Development Areas for Intervention in Dyslexia: A Virtual Reality Proposal. Ocnos. Journal of Reading Research, 2022, vol. 2 no. 1, pp. 1–16. URL: Link
Jun-Phil Uhm, Sanghoon Kim, Chanwook Do, Hyun-Woo. How augmented reality (AR) experience affects purchase intention in sport E-commerce: Roles of perceived diagnosticity, psychological distance, and perceived risks. Journal of Retailing and Consumer Services, 2022, vol. 67, no. 103027. URL: Link
Mark Yi-Cheon Yim, Shu-Chuan Chu, Sauer P.L. Is Augmented Reality Technology an Effective Tool for E-commerce? An Interactivity and Vividness Perspective. Journal of Interactive Marketing, 2017, vol. 39, pp. 89–103. URL: Link
Соснило А.И. Применение технологий виртуальной реальности (VR) в менеджменте и образовании // Управленческое консультирование. 2021. № 6. C. 158–163. URL: Link
Логун К.А., Рощупкина И.В. Бизнес-сценарии использования технологий расширенной реальности на современном производственном предприятии // Организатор производства. 2020. Т. 28. № 4. C. 16–26. URL: Link
Чернухина Г.Н., Храмова А.В. Перспективы развития иммерсивных технологий как современных инструментов электронной коммерции // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 11. C. 226–241. URL: Link
Корнилов Ю.В., Попов А.А. К вопросу о терминологии и классификации иммерсивных технологий в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68(2). C. 171–174. URL: Link
Смолин А.А., Жданов Д.Д., Потемин И.С. и др. Системы виртуальной, дополненной и смешанной реальности. СПб.: Университет ИТМО, 2018. 59 с.
Milgram P., Kishino F. A taxonomy of mixed reality visual displays. IEICE Transactions on Information Systems, 1994, vol. E77-D, no. 12, pp. 1321–1329. URL: Link