Дифференцированный подход к оценке расходов студентов и источников их финансирования (на примере Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского)
Едронова В.Н.доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация v.n.edronova@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-2694-4873 SPIN-код: 2164-1066
Предмет. Студенты, получающие высшее образование, имеют существенные различия по способам оплаты обучения, месту проживания, размеру материальной помощи родителей и другим характеристикам. Возникает необходимость дифференцированного подхода к оценке расходов и источников их финансирования в разрезе однородных групп студентов. Оценка элементов бюджета студентов на основе дифференцированного подхода является предметом статьи. Цели. Составить профили студентов в разрезе отдельных видов расходов и источников их финансирования; выявить факторы, влияющие на отдельные виды расходов; проанализировать распределение размера расходов по отдельным их видам. Методология. Использованы методы статистического наблюдения, сводки и группировки данных, построения рядов распределения, а также методы сравнительного анализа, обобщения материалов официальной статистической информации и первичных данных, полученных в ходе статистического наблюдения. Результаты. По совокупности респондентов составлены структурные профили студентов с позиций оплаты обучения, места проживания, источников финансирования расходов; выявлены факторы, влияющие на отдельные виды расходов. Построены ряды распределения расходов на питание, размера материальной помощи родителей и родственников, заработной платы студентов. Заданы пределы варьируемости расходов на дополнительное образование, транспорт, связь и Интернет, спорт и культуру. Выводы. Величина расходов и размеров их финансирования зависит от совокупности факторов. Оплата образования ничего не стоит бюджетникам и целевикам и в то же время является основной частью расходов студентов, обучающихся на коммерческой основе. Проживание с родителями обнуляет расходы на жилье и значительно снижает расходы на питание. Среди источников финансирования главная роль принадлежит материальной помощи родителей и родственников. Треть студентов работают.
Ключевые слова: расходы студентов, источники финансирования расходов, бюджет студента
Список литературы:
Белова К.А. Бюджет современного студента // Вестник экономической теории. 2013. № 5. URL: Link
Гимадрисламова Р.М., Хазиева Э.Р. Экономическая жизнь студентов: результаты социологического исследования в Башкирском госуниверситете // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7-5. С. 89–90. URL: Link
Гоголева Е.Н., Маркина Н.Л. Социально-экономическое положение студентов (по результатам социологического мониторинга) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2019. № 1. С. 70–77. URL: Link
Гоголева Е.Н. Студенчество в структуре социально-экономических отношений (по результатам социологического исследования) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 2. С. 37–45. URL: Link
Волков В.Р. Вторичная занятость студентов: проблемы и тенденции развития // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 1. С. 181–185. URL: Link
Михайлова Н.К. Мотивационные модели занятости студентов и профессиональная социализация // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 3. С. 333–346. URL: Link
Фетцова М.В. Бюджет современного российского студента // Концепт. 2017. Т. 39. С. 3246–3250. URL: Link
Матюшина Ю.Б., Петров Д.С. Факторы, влияющие на формирование бюджета современного студента // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2019. № 3. С. 84–88. URL: Link
Матюшина Ю.Б., Петров Д.С., Петрова В.Д. Доходы в бюджете современного российского студента // Социология. 2020. № 1. С. 173–175. URL: Link