Лукаш Е.Н.кандидат экономических наук, доцент экономического факультета, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Москва, Российская Федерация elukash@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Мальцев А.С.главный специалист, АО «Государственный специализированный проектный институт», Москва, Российская Федерация alexsander.maltsev@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. Факторы роста стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Анализ основных показателей стоимости НИОКР, характеризующих технико-эксплуатационное совершенство наукоемкого изделия на примере гражданских и многоцелевых вертолетов. Цели. Построение эконометрической модели зависимости затрат на НИОКР от основных летно-технических характеристик вертолета для принятия решения о целесообразности проведения НИОКР. Методология. Исследование основано на теории фундаментальной стоимости активов, временн?й стоимости денег, эконометрических методах анализа данных, а также относительной теории паритета покупательной способности товаров и теории несмещенных ожиданий процентных ставок. Результаты. Выявлены основные источники роста затрат на НИОКР изделий нового поколения в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. На основе эконометрического анализа выделены детерминанты стоимости НИОКР – летно-технические характеристики вертолета, определяющие эксплуатационную эффективность принимаемых конструкторских и технологических решений. Построена модель, позволяющая получить прогнозную оценку стоимости затрат на НИОКР российских вертолетов. Выводы. Значительное увеличение затрат на НИОКР по созданию наукоемких изделий нового поколения, наблюдаемое в последние десятилетия, связано не только с ростом временной стоимости денег, но и с применением современных цифровых и аддитивных технологий, композитных материалов. Статистика затрат на НИОКР российских гражданских вертолетов в недостаточной степени отражает их справедливую (рыночную) стоимость. Эффективные рынки являются источниками более объективных данных о затратах на НИОКР наукоемких изделий. При моделировании рыночной стоимости НИОКР российских вертолетов целесообразно основываться на данных западных рынков с пересчетом расходов на разработку в экономические условия авиационного рынка РФ. Метод аналогов позволяет оперативно получать предварительную оценку затрат на НИОКР.
Ключевые слова: научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы (НИОКР) наукоемких изделий, эконометрическое моделирование, эффект Балассы – Самуэльсона, доходность к погашению ценных бумаг, коэффициент межстранового риска
Список литературы:
Богинский А.И., Чурсин А.А. Модель оценки затрат выполнение НИОКР по созданию новой вертолетной техники // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 11. Вып. 2. С. 134–140.
Ильина И.Е. Подходы к оценке эффективности государственных инвестиций в сектор исследований и разработок // Наука. Инновации. Образование. 2016. Т. 11. Вып. 3. С. 104–122. URL: Link
Кузнецов А.Г., Чайка Н.К., Суркова Е.В., Ермолаева Е.Н. Стоимость НИОКР и серийного производства летательных аппаратов в оценке экономической эффективности применения воздушных судов // Экономика и предпринимательство. 2018. Т. 10. Вып. 99. С. 814–817.
Ломакин М.И., Стреха П.А. Сравнительный анализ моделей прогнозирования инвестиционной привлекательности НИОКР на современном этапе // Транспортное дело России. 2013. № 5. С. 259–263. URL: Link
Минасян В.Б. Модели оценки рисков деятельности компаний, реализующих проекты с НИОКР // Финансы: теория и практика. 2019. Т. 23. Вып. 1. С. 133–146. URL: Link
Markish J., Willcox K. Value-Based Multidisciplinary Techniques for Commercial Aircraft System Design. AIAA Journal, 2003, vol. 41, iss. 10, pp. 2004–2012. URL: Link
Горелов Б.А., Гязова М.М. Формирование стоимостной модели на ранних этапах жизненного цикла авиационной техники // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 4. URL: Link
Мальцев А.С. Эконометрическое моделирование стоимости летного часа гражданских вертолетов // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. Вып. 11. С. 2168–2186. URL: Link
Виленский П.Л., Ливщиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Дело, 2001. 832 с.
Altman E. Measuring corporate bond mortality and performance. The Journal of Finance, 1989, vol. 44, iss. 4, pp. 909–922. URL: Link
Rodriguez R. Default risk, yield spreads, and time to maturity. Journal of Financial and Quantitative Analysis, 1988, vol. 23, iss. 1, pp. 111–117. URL: Link
Eskew H.L. Aircraft Cost Growth and Development Program Length: Some Augustinian Propositions Revisited. Acquisition Review, 2000, no. 32, pp. 209–220. URL: Link
Jia Ling Tong, Ji Lian Guo, An Wei Shen. The Effects of Advanced Materials on Aircraft Production Cost. Advanced Materials Research, 2013, no. 710, pp. 798–803. URL: Link
Гуереш Д., Попов С.А. Повышение топливной эффективности пассажирского самолета за счет минимизации веса неплоской несущей поверхности // Труды МАИ. 2018. № 100. URL: Link
Тищенко М.Н., Некрасов А.В., Радин А.С. Выбор параметров при проектировании. М.: Машиностроение, 1976. 366 с.
Samuelson P.A. Theoretical Notes on Trade Problems. Review of Economics and Statistics, 1964, vol. 46, iss. 2, pp. 145–154. URL: Link
Rogoff K. The Purchasing Power Parity Puzzle. Revue of Economic Literature, 1996, vol. 34, iss. 2, pp. 647–668. URL: Link
Froot K.A., Thaler R.H. Anomalies: Foreign Exchange. Journal of Economic Perspectives, 1990, vol. 4, iss. 3, pp. 179–192. URL: Link
Гуревич Е., Соколов В., Улюкаев А. Оценка вклада эффекта Балассы – Самуэльсона в динамику реального обменного курса рубля // Вопросы экономики. 2008. № 7. С. 12–30. URL: Link